Довіра

Понеділок, 04 листопада 2013, 16:49

Бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю в своих мемуарах однажды заметил, что главная причина успеха его страны может быть описана одним словом – доверие.

Икона начинающих реформаторов утверждал, что доверие есть альфа и омега в любом амбициозном государственном начинании.

Запоздалым эхом к тезисам Куан Ю звучат рассуждения украинских политиков. Кризис доверия к государству – эту проблему очень любят затрагивать в интервью о том "как нам обустроить Украину" оказавшиеся на скамейке запасных.

Причем, как правило, размышления политического актера сводятся к одной из позиций, которые условно можно обозначить так: "правительство некомпетентно"; "совсем бизнес зажали, инвестор бежит из страны". 

Как показывает практика, мотивами подобных служит не реальная обеспокоенность репутацией государства, а собственный меркантильный интерес. Либо отстаивание интересов строго конкретной бизнес-группы. 

Добившись своих целей, защитники репутации украинского государства удовлетворенно умолкают и передают эстафету дальше. 

Между тем, нехватка в молодом организме украинского общества такого витамина как доверие, представляет собой серьезную проблему. Попробуем разобраться, откуда она возникла и чем грозит нам. 

Давным-давно в эпоху черно-белых телевизоров, натурального мороженного и холодной войны существовало советское государство. Его власть не приветствовала индивидуализм и не поощряла частные формы кооперации граждан – тем самым пытаясь обезопасить себя от любых опасных с её точки зрения явлений. 

В качестве обязательной альтернативы, она предлагала населению систему собственных общественных фильтров и социальных иерархий – таких как профсоюзные движения или комсомол. Взамен государство возлагало на себя целый спектр обязанностей по воспитанию и опеке. 

Когда же время Советского Союза закончилось, у руля новообразованной украинской республики постепенно стали люди, привитые от любых идеологий. Умеющие приспосабливаться к любой обстановке. Знающие цену неформальным связям. Устойчивые к моральным установкам. 

В результате, следующие двадцать лет государство благополучно истощало доставшиеся в наследство резервы. Сохраняя за собой выгодные социальные практики, опираясь на патерналистские настроения, оно планомерно сокращало диапазон обязательств перед "главным источником власти". Пока само не превратилось в главный источник. 

Только не власти, а – проникшего во все слои украинского социума, – дефицита доверия. 

Перефразируя Рональда Рейгана, пока народ ждал, что государство решит его проблемы, оно само превратилось в проблему. Государство "ночной сторож", породило общество "ночного кошмара". 

Общество негарантированности. Негарантированность поджидает украинцев повсюду – дома, на работе, в больницах, магазинах, отделениях милиции, судах, университетах. 

Негарантированность присутствует в отношениях с товаропроизводителями, служащими, работодателями – и никакие рекламные кампании не в силах преодолеть её до конца. В этом отношении государственные учреждения стали настоящими храмами негарантированности. 

Платите ли вы за уборку мусора, отопление или качество дорог – государство исправно взимает деньги и ничего не гарантирует. 

Отличным примером таких порочных взаимоотношений служит вопрос трудовой миграции. Выходцы с периферии перебираются в крупные города – для получения образования, в поисках работы или лучших условий жизни. 

Избыток приезжих, с одной стороны, выгоден работодателю, позволяя ему диктовать условия на рынке труда. С другой, обеспечивает областные центры рядом неочевидных преимуществ – вроде покладистой массовки для пиар-акций местной власти или вожделенного статуса "города-миллионера". 

При этом сами мигранты долгие годы живут в "серой зоне" – не имея достаточно доходов, чтобы приобрести недвижимость, они находятся в положении гостей города, вынужденных идти на дополнительные финансовые издержки. 

При этом государство не несет за них никакой ответственности, а в конце трудовой карьеры многих из них ждёт возвращение на малую родину. 

Еще более печальна ситуация с выезжающими на заработки за границу. Этих людей для украинского государства просто не существует – в то время как денежные переводы заробитчан остаются весомым вкладом в украинский бюджет. 

Негарантированность дезориентирует, ведет к атомизации социальных групп. Она сдерживает любые конструктивные порывы общества, заодно избавляя стоящих у власти политиков от необходимости ломать голову в построении долгосрочных стратегий. 

"Кризис бы преодолеть", – какие уж тут стратегии? 

Вполне логично, что для нашего общества, такое болезненное состояние неестественно. Дефицит доверия – это не просто цифры пристрастно фиксирующей рейтинги социологии. И отнюдь не плевки в экран телевизора. 

Как минимум, это отклоняющееся поведение – психозы, агрессия, преступность и прочие социальные девиации, о которых модно упоминать в дешевых ток-шоу. 

Но, что гораздо хуже – это беззащитность. Перед насилием, угрозами, неопределенностью. Это, не в последнюю очередь – бедность. 

Исследовавший западные общества в поисках ответа на вопрос об успешности демократий Роберт Патнэм обратил внимание на характер социализирующих связей в различных странах. Там где уровень доверия оставался традиционно низким, местные общины казались раздробленными, а единственной более-менее успешной формой групповой ассоциации оставались семьи. 

Отношения между семьями так же нельзя было описать как основанные на общих интересах или взаимовыручке, скорее даже наоборот. В качестве примера Патнэм указал на различия между северными и южными областями Италии. 

Если север мог похвастаться обилием гражданских сообществ, развитой бизнес-инфраструктурой и относительно высоким уровнем доходов, то для юга, – где укоренилась семейно-родственная система связей, – характерным был больший процент безработного населения, резкий разрыв между богатыми и бедными. Коррумпированность местных администраций и их тесные связи с криминальными синдикатами мафии. Разница очевидна. 

Система сложившихся в Украине отношений превратила понятие "доверие" из достоинства в преамбулу уголовных дел о мошенничестве. 

Доверие воспринимается исключительно как синоним глупости или наивности, влекущий за собой немедленное наказание. Хотя такое понимание ошибочно. 

Доверие не предполагает потерю головы. Это не розовые очки и вера в "волшебные таблетки", а только лишь способ вместе совершать то, что нужно всем, но не под силу одиночкам. 

Дефицит именно такого доверия – скрытая  под сукном политических обещаний, "евроинтеграционных законов" и прочих формальностей, невозможность выстроить ни цивилизованное общество, ни нормальное государство. 

Потому что ценности нельзя просто привести откуда-то – словно чумаки соль. Ценности возводятся на фундаменте социального капитала. 

Сегодня некоторые политики интуитивно чувствуют общественный запрос на организации, способные сплотить население. Однако, к сожалению всевозможные "гражданские объединения" и прочие "народные инициативы" – преимущественно остаются лишь платформой для речей лидера. 

В то время как Украина нуждается вовсе не в очередной партии вожаков. Ей необходимы все те, кто может, не покривив душой повторить лютеровское: "Если бы мне сказали, что завтра настанет конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево". 

Андрей Колесник, политолог, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування