Значення справи Тимошенко для ЄС
Вот уже два года, как Юлия Тимошенко находится в тюрьме, а Европейский Союз непрерывно требует ее освобождения. Хотя имя "Тимошенко" упоминается не во всех заявлениях Брюсселя, очевидно, что ее освобождение является необходимой предпосылкой для подписания Соглашения об ассоциации.
Почему ЕС выставил ряд условий для подписания этого исторического договора, и почему такую важную роль в этом играет дело Тимошенко?
В Киеве и некоторых восточных столицах ЕС найдется целый ряд сторонников подписания Соглашения – независимо от того, выпустят ли Тимошенко на свободу или нет. Даже некоторые западные политики считают позицию Брюсселя в отношении Украины слишком жесткой. Они аргументируют это тем, что Соглашение важно также и для ЕС – и поэтому должно быть подписано в любом случае.
Но, во-первых, как бы ни определялись экспертами геополитические интересы Запада в Восточной Европе, некоторые члены ЕС не пойдут на подписание Соглашения, пока Тимошенко за решеткой.
Правительства каждого из 28-ми членов ЕС должны дать свое согласие на подписание. Таким образом, различные пиар-кампании и дипломатические инициативы Киева в Брюсселе являются бессмысленными. Мнения даже президентов Европейского Совета, Комиссии и Парламента имеют вторичное значение для подписания Соглашения об ассоциации.
По похожим причинам, мобилизация немногих оставшихся сторонников нынешнего украинского правительства в некоторых восточно-европейских странах ЕС, или же наём каких-то отставных западных политиков для агитации западной общественности – бесполезны. Все эти кампаний вряд ли помогут смягчить распространенный скептицизм по отношению к Украине в Западной Европе.
Дело Тимошенко – одна из немногих актуальных тем, которые известны широкой западной публике об Украине.
Для большинства европейцев, Украина представляет собой белое пятно на карте Европы и ассоциируется с такими словами как "Динамо Киев", "Чернобыль" или "Кличко". И то, что "красивая женщина с косой сидит в тюрьме" – является, пожалуй, единственным событием, которое большинство европейцев могут соотнести с нынешней украинской политикой.
Проблематично для нынешних правителей Украины и то, что партия Тимошенко "Батькивщина" имеет официальный статус наблюдателя в Европейской Народной партии, то есть в панъевропейском альянсе правоцентристских партий, которые на данный момент руководят многими странами ЕС.
Среди тех элит Западной Европы, которые хоть немного знакомы с Украиной, доказательства в пользу тюремного заключения Тимошенко окончательно утратили свой вес после последнего постановления Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
Всегда выглядело подозрительным, что во время президентства Януковича только против лидеров украинской оппозиции, таких как Юлия Тимошенко и Юрий Луценко, были выдвинуты обвинения в должностных преступлениях – но ни единого против высокопоставленных членов правящей партии. Киев отвечал на эти подозрения тем, что Запад должен уважать решение украинского суда, который после надлежащих разбирательств приговорил Тимошенко к тюремному заключению.
Однако в глазах западных наблюдателей, по крайней мере, после постановления ЕСПЧ, настоящего юридического разбирательства в отношении дела Тимошенко пока не было, а приговор лидеру оппозиции вынесен судом, который не заслуживает этого названия.
Во-вторых, в Киеве и некоторых других восточных столицах ЕС бытует мнение, что ЕС должен выказывать гибкость по отношению к Киеву.
Мол, Украина, хоть и неидеальна, но как пост-тоталитарная страна заслуживает послабление критериев для начала ее европейской интеграции. Но эта точка зрения игнорирует те далеко идущие уступки, которые ЕС уже сделал Януковичу, несмотря на его многочисленные нарушения базовых демократических принципов.
Например, Брюссель решил проигнорировать вопиющее пренебрежение волеизъявлением избирателей во время формирования первого правительства Азарова в 2010 году, которое стало возможным лишь с помощью депутатов-предателей своих мандатов, так называемых "тушек".
В том же 2010-м, Конституционный суд Украины изменил Основной закон, наделив главу государства гораздо большими полномочиями, чем были у Януковича в момент его избрания на пост президента несколькими месяцами ранее. Брюссель не стал делать проблему из сомнительной процедуры изменения Конституции, а также не потребовал проведения новых президентских выборов после такого внезапного изменения правил игры украинской политики.
То, что ЕС сегодня готово вести переговоры с президентом, многие из полномочий которого не подтверждены народным волеизъявлением – это огромная любезность Украине. Не обращая особого внимания на эти и другие скандальные политические действия Януковича, ЕС уже сейчас до необычайной меры расширил границы допустимого в рамках своих основных принципов.
На этом фоне требовать еще большего смягчения позиции ЕС в отношении Украины – то есть, например, чтобы страны Союза закрыли глаза на пребывание Тимошенко за решеткой, – нереалистично.
Связанный с этим третий аргумент в пользу скидок для Украины был недавно озвучен Гюнтером Ферхойгеном, бывшим комиссаром ЕС из Германии. Ферхойген отметил, что речь идет не о членстве Украины в ЕС, а лишь об её ассоциации. Брюссель, мол, использует двойные стандарты в отношении Киева.
Но этот довод не только не учитывает множество "проблем" с демократией, которая Украина еще имела бы, даже выполнив полностью все сегодняшние условия Брюсселя. Ферхойген, в свою очередь, тоже игнорирует необыкновенный масштаб Соглашения об ассоциации Украины с ЕС.
Хотя уже парафированный договор с Украиной носит то же самое или похожее название, что и многие контракты Брюсселя с другими странами всего мира, оно по своему содержанию выходит далеко за рамки предыдущих соглашений об ассоциации ЕС. И в случае полного воплощения этого совершенно нового типа ЕС-овского договора – украинские политика, рынок и экономика будут интегрированы в европейские структуры в значительно большей степени, нежели это имело место в предыдущих случаях.
Более того, даже намного менее амбициозные предыдущие соглашения об ассоциации со стороны Брюсселя не заключались "на халяву".
Первое соглашение об ассоциации Европейского экономического сообщества в 1961 году было, правда, заключено с лишь частично демократической тогда Грецией. Но этот договор был заморожен Брюсселем в 1967-м, после установления в Греции военной диктатуры.
Когда в 1962 году генерал Франко попросил Брюссель о Соглашении об ассоциации, это обращение было категорически отвергнуто европейским сообществом, так как политическая система Испании тогда была авторитарной.
Когда демократизация Румынии застопорилась в 1990 году, Брюссель на некоторое время приостановил даже подписание намного менее значительного Соглашения о кооперации с Бухарестом.
ЕС уже сейчас нарушил границы своего демократизационного курса, инициируя подписание самого крупного соглашения в своей истории с таким сомнительно демократическим государством, как сегодняшняя Украина. Единственным шансом Украины на подписание этого соглашения является освобождение Тимошенко.
Более того, Янукович должен продемонстрировать "ощутимый прогресс" и "решительные действия" в отношении других условий ЕС. Он также должен позаботиться о том, чтобы не возникали новые проблемы, например, в отношении нарушения свободы прессы.
Любой политик, который думает, что Соглашение можно будет подписать без соблюдения этих условий, и продолжит заниматься всякими манипуляциями – живет в стране чудес.
Андреас Умланд, кафедра политологии Национального университета "Киево-Могилянская академия", специально для УП