Державне безумство

П'ятниця, 15 березня 2013, 16:02

Четверг, средина дня. В небольшом помещении Государственной миграционной службы Соломенского района Киева безумное количество людей.

В нескольких кабинетах этого учреждения занимаются всеми вопросами национальных паспортов, которые возникают у почти 300 тысяч жителей столичного района.

Если надо решить какие-то проблемы с документами, которые свидетельствуют о счастье быть полноправным гражданином Украины, вам надо идти в подразделение ГМС и воспользоваться их услугами. По крайней мере, так они это называют.

График работы учреждения поражает своим удобством. В четыре приемных дня решаются различные вопросы в разные интервалы времени. По мнению чиновников, например, очень удобно воспользоваться их "услугами" с 15:00 до 18:30.

Бог с ним, один раз можно отпроситься с работы на часок и приехать в нужное время. Но если бы все было так просто. В связи с удивительной гибкостью графика, налогоплательщики с утра записываются в бесконечный список, и целый день подпирают потрепанные стены. Они ждут милости классических кабинетных теток.

Наступает заветная минута, когда клерк начинает прием в своем кабинете. Туда заходит гражданин, и исчезает на полтора часа неведомых процедур. Одновременно происходит броуновское движение властителей паспортов с озабоченным видом по коридорам и комнатам.

Иной раз они заводят в нужный кабинет неучтенных граждан, очевидно, благодаря особым заслугам перед родиной. И важно следуют в помещение за железной дверью, где стоят длинные ряды советских несгораемых шкафов с пожелтевшими от старости карточками.

Отдельная очередь стоит в кабинет начальника этого совкового ада, к которому отправляют решать вопросы, на которые у сотрудников ведомства не хватает компетенции.

Стоящий в очереди мужчина, на вопрос новоприбывшего гражданина о скорости процесса, мрачно шутит: "Если у вас есть фаустпатрон, шансы увеличиваются".

В конечном итоге, почетный караул под кабинетом десятков граждан заканчивается выходом паспортистки, которая говорит собравшимся налогоплательщикам, что до конца приема успеет принять только трех человек. Остальные могут быть свободны. Возможно, в следующий приемный день им повезет больше.

Эта канитель может длиться неделями.

***

Описанная ситуация – сущая капля в море. Так везде – в налоговой, в БТИ, в государственных нотариальных конторах, у госрегистраторов. Во всех государственных учреждениях невменяемый график приема, километровые очереди, кипы бумаги...

Мало того, что власть создает невозможные условия для граждан в формальных вопросах, она еще и умудряется "разводить на деньги" в процессе прохождения этих кругов ада.

В тех же миграционных службах существует практика всовывания людям лишних квитанций на оплату, например, загранпаспорта. Схема простая, как двери.

Вместе с установленными законодательством платежами, "лоху" всовывается квитанция на оплату пары сотен гривен какому-то благотворительному фонду или за какие-то консультационные услуги неизвестного предприятия.

Человек, который понятия не имеет об актуальной цене оформления загранпаспорта, берет у государственного служащего все выданные квитанции и дарит предприимчивым ребятам немного денег. У тех граждан, которые читают газеты и начинают возмущаться лишним платежом, служащий тихо забирает ненужную квитанцию.

Или, например, решил гражданин сделать проездной документ своему ребенку стоимостью 18 гривен. В миграционной службе перед ним извиняются, и говорят, что бланков нет и надо ждать неизвестно сколько. Но если гражданину надо срочно, он идет в интернет и находит специальную фирму, для которой бланки есть всегда. Только вот документ будет стоить уже 550 гривен.

Отдельного внимания заслуживает техническая сторона дела. В январе месяце та же миграционная служба провела тендер на закупку услуг по "техническому обслуживанию, администрированию, предоставлению консультаций относительно использования и сопровождения программного обеспечения программно-технических узлов".

Тендер с одним участником на 12 миллионов гривен, как водится, выиграл легендарный концерн ЕДАПС, которому годами платят оброк граждане Украины. Интересно, что за эти деньги будут администрировать? Узлы несгораемых шкафов? Или карточки с гербами УССР?

В Украине были потрачены сотни миллионов на создание и обслуживание электронных реестров и прочую информатизацию. Где электронный документооборот? Где он?

Весь властный "синод" во главе с президентом Виктором Януковичем не устает заявлять о необходимости сокращения госаппарата, упрощения формальных процедур, дерегуляции, "едином окне" и так далее. Где все это?

Украинская государственная система ужасает своей уродливостью. При этом система сама себя поддерживает даже на базовом уровне. Непомерно раздутый и совершенно никчемный государственный аппарат продуцирует все новых и новых хамов и мелких взяточников.

Даже очень молодой человек, попадая в украинскую государственную систему, начинает мнить себя едва ли не мэром города. Хотя его работа, на самом деле, - клеить очень нужные желтые квадратики или красные кружочки на медицинские карточки.

Безусловно, не все госслужащие таковы. Есть очень честные и порядочные люди, которые всегда помогут и подскажут. Но большинство госслужащих искренне ненавидят своих сограждан, которые заставляют их "работать".

Самое интересное, что эта система в сегодняшней Украине выгодна всем.

Высшая власть "пилит" огромные деньги, которые представляются как расходы на содержание, обслуживание и поддержку госаппарата. Начальники средней руки учиняют "кидалово", подобное выдаче лишних квитанций. Рядовые сотрудники зарабатывают "молодого Шевченко" за избавление от необходимости стоять в очередях.

А граждане, благодаря всеобъемлющей коррупции, избавляются от необходимости выполнять идиотские законы. Законы, принятые высшей властью для поддержания все той же коррупционной системы. Круг замкнулся.

Можно ли этот круг разорвать? Это больно, но можно. Можно кардинально урезать госаппарат, упростить до основания все процедуры, ввести электронный документооборот. Но для этого нужна иная психология не только власти, но и обычных людей.

Для этого в обществе должно появиться осознание слова "налогоплательщик". Причем, как у тех, кто наполняет бюджет, так и у тех, кто из него получает зарплату.

Осознание того, что налоги не должны быть декоративными. Хорошая жизнь дорого стоит. Осознание того, что госслужащие – наемные рабочие граждан. Осознание личной ответственности всех и каждого. Иначе все останется как есть.

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування