Рецепт против "покращення"

Четвер, 7 лютого 2013, 10:31
політолог, директор Інституту соціально-політичного проектування "Діалог"

Несмотря на ухудшающуюся в стране экономическую ситуацию, Центр продолжает выжимать из регионов последние ресурсы и финансировать местные программы по остаточному принципу. В этих условиях, чтобы выжить, местные власти вынуждены будут еще в этом году начать самостоятельно определять перспективные направления и изыскивать возможности для их финансирования. 

Конечно, говоря о предпринимательской активности властей на мечтах, нужно делать скидку на жесткую встроенность местных руководителей в "финансово-трансфертную вертикаль" Центр-регионы. А также на то, что в регионы президент назначил исключительно надежные и преданные ему кадры. Поэтому говорить о том, что местное руководство дозрело до необходимости бюджетной и властной децентрализации со всеми сопутствующими атрибутами реформ не приходится.

К необходимой для выживания самостоятельности местное руководство подталкивает сама жизнь и необходимость ответить на вызовы начавшейся в прошлом году новой волны отечественной экономической депрессии, глубокой и долговременной. Именно тяжелая и постоянно ухудшающаяся экономическая ситуация в стране, как резонно отметил шведский министр иностранных дел Карл Бильдт, является главной опасностью для руководства Украины. Причем первыми с политическими последствиями "анти-покращення" столкнутся не киевские правители, а руководители областей.

Устойчивость вместо "стабильности"

"Птенцы гнезда ПР" в регионах, конечно, могут попытаться в очередной раз изобрести велосипед. И снова пообещать навести "стабильность".

Но, как показывает опыт предыдущих лет, ресурсов (интеллектуальных, организационных, финансовых) у местного руководства недостаточно для того, чтобы разработать, а тем более реализовать модель развития, адекватную возникшим вызовам. Поэтому на местах имеет смысл изучить эффективно работающие стратегии развития и попытаться реализовать эти стратегии у себя – адаптировав их под реальную ситуацию в своем регионе.

Практически все стратегии успешного развития, сработавшие в самых разных странах мира в последние тридцать лет, вписываются в концепцию устойчивого развития (УР).

УР – это такая модель использования ресурсов, которая направлена на удовлетворение текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды, с тем, чтобы эти потребности могли быть удовлетворены не только для настоящего, но и для будущих поколений. 

Несмотря на то, что УР – практически работающий "мэйнстрим" мирового социально-экономического развития, отечественные "политики реальных дел" к этой концепции до сих относятся как к красивой, но отвлеченной вещи. О которой можно поговорить с иностранными коллегами и даже подписать документик-другой в поддержку такого подхода.

Однако, уверены отечественные власть имущие, концепций УР на практике в наших условиях не работает. Мол, это для стран с состоявшейся развитой экономикой, у них там свои стандарты и запросы.

Им там позволительно разными излишествами заниматься – типа окружающую среду сохранять да о потребностях будущих поколений думать. А нам "не до жиру, быть бы живу" - электорату вовремя очередную социальную подачку оформить, застрявшую в третьем технологическом укладе промышленность поддержать, не дать ей утонуть да ВВП хоть на несколько десятых процента поднять…

Тупикововость этого подхода руководство страны не осознало в 2008-2009 годах, когда спад производства в Украине оказался гораздо глубже, нежели в других странах региона. Не осознало и позже – когда другие страны смогли справиться с последствиями мировой экономической депрессии, выйти на траекторию экономического роста, а Украина - нет.

В результате, как констатирует многолетний (1994-2005) советник президента Кучмы по вопросам макроэкономики Анатолий Гальчинский, Украина стала единственной страной мира, которая до сих пор не преодолела последствия падения экономики и не вышли на показатели 2007 года.

Но дело обстоит еще хуже: так и не преодолев до конца результаты депрессии 2008-2009 годов, украинская экономика впала в новую, системную и глубокую экономическую депрессию.

Объем промышленного производства в Украине в декабре 2012 года упал к декабрю 2011 года на 7,6%. Причем лидером падения стала нефтепереработка и производство кокса - 26,4% по году и 34,7% в декабре, машиностроение – минус 6% в год, металлургия - минус 5,2%. Вывод налицо: старая модель социально-экономического развития потерпела третье фиаско за последнюю пятилетку.

Однако ждать того, пока Центр осознает провал имеющейся системы социально-экономического развития страны и разработает новую стратегию, адекватную вызовам времени, регионы не могут. О причинах этой невозможности было сказано выше. Все как в поговорке - им на местах куда лучше видно, какая в их огородах начинается бузина, чем дядьке, который в Киеве.

Поэтому у регионалов больше стимулов для того, чтобы начать применять в украинских условиях успешно показавшие себя в других странах рецепты стабильного социально-экономического развития. Тем более, что устойчивое развитие предполагает тесное взаимодействие всех секторов общественной жизни, что является затруднительным при централизованном, отраслевом управлении. А на местном уровне такое взаимодействие организовать будет гораздо проще.

Прежде всего, власти на местах придется отказаться от приоритета чисто экономического выживания, не сбалансированного с другими приоритетами развития общества. В то время как последние как раз и обеспечивают постоянно-стабильное экономическое и технологическое развитие.

На относительно небольших территориях будет намного проще, чем в масштабах страны обеспечить развитие во взаимосвязи таких практически неотделимых сфер, как экономика, окружающая среда и общественные институты.

Сейчас они функционируют изолированно друг от друга. Более того, иногда и общественные институты не проявляют необходимой инициативы и не используют уже имеющиеся у них возможности для влияния на принятие экономических решений, от которых будет зависеть состояние окружающей среды.

Последний пример – тема добычи сланцевого газа на Юзовской (Донецкая и Харьковская области) и Олесской (Львовская область) площадях. Украина объявила конкурсы на заключение соглашения о распределении продукции относительно Юзовской и Олесской площадей с запасами альтернативного газа еще в феврале 2012 года. 

Учитывая масштаб этих проектов, еще год назад общественность этих регионов должна была мобилизовать имеющиеся ресурсы для того, чтобы выяснить:
1) представляет ли добыча сланцевого газа опасность для окружающей среды этих регионов и
2) если возможна такая добыча при минимальной опасности для окружающей среды, то соблюдены ли эти условия компаниями Сhevron и Shell, выигравших конкурс по заключению соглашения о распределении продукции на добычу газа на Олесской и Юзовской площадях. 

Не говоря уже о том, что к началу реализации проекта общественность должна будет готова взять под жесткий контроль соблюдение норм этими компаниями, позволяющих сохранить минимизировать ущерб для окружающей среды.

Однако сейчас эти вопросы полностью "отданы на откуп" политикам. Которые успешно решают каждый свои проблемы.

Они из них подписывает соглашение с гигантами Сhevron и Shell, вводя попутно в качестве концессионера очень подозрительную компанию "Надра Юзовская". Другие, особенно активно "Свобода" и коммунисты, возражают против добычи сланцевого газа на вышеназванных площадях.

И те, и другие при этом активно прикрываются интересами общественности и охраной окружающей среды.

Время догонять соседей 

В развитии регионов на принципах устойчивого развития наши соотечественники рискуют серьезно отстать не только от соседей из Восточной Европы – членов Евросоюза. Концепция устойчивого развития уже получила практическое применение даже у тех соседей Украины, которые не являются членами ЕС – России и Белоруссии.

В 2011 году автор принимал участие в работе VI Международного инвестиционного форума "Югра-2011", проходившем в Ханты-Мансийске. С природными ресурсами у этого региона дела обстоят более чем хорошо – один Ханты-Мансийский автономный округ - Югра дает больше половины всей добычи российской нефти, по запасам природного газа округ занимает второе место в Российской Федерации после Ямало-Ненецкого автономного округа.

Однако одной из важнейших тем форума стало обсуждение того, как выстроить модель развития региона на принципах устойчивого развития – что уже удалось сделать и какие задачи необходимо решить.

В Беларуси пошли того дальше – там внедрением принципов устойчивого развития занимаются не регионы, а центральное руководство. В стране принята и реализуется "Национальная стратегия устойчивого социально экономического развития республики Беларусь на период до 2020 г.".

В концепции - система программ по реформированию страны в соответствии с требованиями Концепции устойчивого развития. Вот некоторые из этих программ:

"Внедрение современных экологически безопасных технологий";

"Важнейшие средства и финансово-экономические механизмы обеспечения устойчивого развития";

"Механизм комплексного учета вопросов сохранения окружающей среды в процессе принятия решений";

"Экологическое образование и просвещение, подготовка кадров, информационное обеспечение населения";

"Создание системы мониторинга устойчивого развития". 

Одним словом, руководству регионов Украины есть у кого поучиться и над чем поработать.

Чтобы использовать реальный шанс и вместо очередной краткосрочной и ситуативной антикризисной программы в этом году, наконец, заложить основы для стабильного социально-экономического развития страны.

И это не та "стабильность", достижение которой обещал на выборах кандидат Янукович, а настоящее, выверенное и полноценное устойчивое развитие. Которое позволит, наконец, высвободить не реализованный потенциал развития регионов страны и сможет вывести их на траекторию неуклонного сбалансированного роста.

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог" для УП