Мильна бульбашка реформи правосуддя

П'ятниця, 01 лютого 2013, 13:02

Как о дереве можно судить по его плодам, так о реформах можно судить по их результату.

А результат судебной реформы по-украински, как говорится, на лицо.

17 января Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) решением по 211 делам, в связи с неисполнением судебных решений, обязал Украину выплатить гражданам рекордную сумму компенсаций в размере более 1,1 миллиона евро, или 11,7 миллионов гривен.

Ранее, 26 июля 2012, ЕСПЧ обязал Украину выплатить 322,5 тысяч евро ущерба 114 украинцам.

Суд признал нарушение статьи 6 Европейской конвенции по правам человека – право на справедливое судебное разбирательство, статьи 13 – право на эффективное средство правовой защиты и статьи 1 протокола №1 – защита собственности. Не сложно предположить, что это не последнее решение Европейского суда в данном вопросе.

Сегодня решения о нарушении прав граждан в Украине выносятся уже в отношении сразу сотен граждан!

Что подтверждает главное – громко провозглашенная судебная реформа была лишь иллюзией, "мыльным пузырем", который лопнул.

Может, это Европа придирается к нашей власти и нашим реформаторам?

Напомню, Украина по собственной воле провозгласила, что европейские ценности и стандарты для нее являются определяющими, закрепив это в законах "О принципах внутренней и внешней политики", "О международных договорах", "Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека", ратифицировав Европейскую Конвенцию о защите прав человека.

Однако взяв обязательства, государство, похоже, и не собиралось их исполнять.

15 октября 2009 ЄСПЧ в деле Иванова против Украины, систематизировав предшествующие нарушения, признал и принял решение, в котором указал, что в Украине массово нарушаются статьи Европейской конвенции о защите прав человека.

Украинцы не имеют реальной защиты и возобновления своих прав, в том числе из-за умышленного неисполнения судебных решений. В стране отсутствуют эффективные внутренние средства правовой защиты. И это явление носит системный и структурный характер.

Суд признал полное нежелание украинской власти комплексно работать над решением этих проблем и установил срок для проведения изменений в течение года – до 15 октября 2010.

Таким образом, Европейский суд предоставил властям Украины значительное время для изменения ситуации. Однако ни в предоставленный срок, который неоднократно продлевался, ни позднее Украина своих обязательств не выполнила.

Что же было сделано реформаторами в Украине за это время?

В гражданском, административном, хозяйственном процессах сократили сроки на апелляционное и кассационное обжалование, сроки исковой давности, введя ряд условий, сделали бессмысленным кассационное обжалование, существенно увеличили судебный сбор, не взирая на то, что 80% граждан по данным ООН живет за чертой бедности.

Принят закон "О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений", суть которого – фактическое приостановление и сокращение прав и льгот афганцев, чернобыльцев и других категорий населения страны.

Дано указание Пенсионному фонду обжаловать 100% решений судов первой инстанции в категориях "Дети войны". После чего такие апелляции годами не рассматриваются.

При этом почти ничего не сделано по предотвращению нарушения сроков рассмотрения дел, по исполнению судебных решений, по снижению нагрузки на судей, контролю над организацией их работы, не предприняты меры по устранению почвы для коррупции, нет прогресса в вопросе возвращения денег гражданами из Кредитных союзов, даже при наличии исполнительных листов.

Не приведено опровержений заявлениям о том, что в каждом городе всем управляют "смотрящие", действующие не по закону, а по понятиям.

В то же время значительно улучшили положение олигархов, к примеру, собственников облэнерго, позволив по упрощенной процедуре взыскивать с граждан деньги в приказном порядке, исключив из ГПК требования об обязательном предоставлении суду договоров о заказе и предоставлении таких услуг.

Изменили статью уголовного кодекса, включив в качестве субъекта преступления "умышленное неисполнение судебного решения" – граждан, а не только служебных лиц, что позволило открывать уголовные производства против граждан в интересах банкиров, собственников облэнерго и так далее.

При наличии уголовной ответственности - о понуждении к исполнению гражданско-правовых обязанностей, свободно и безнаказанно работают коллекторы.

В уголовном судопроизводстве оправдательных приговоров как не было, так и нет.

Если в деле серийного убийцы Ткача у милиции, прокуратуры, судов не дрогнула рука с десяток невиновных приговорить к пожизненному заключению, то не сложно представить, сколько безвинных осуждены и продолжают сидеть в тюрьмах по обвинению в совершении менее тяжких преступлений.

Несмотря на заявления Комиссара Совета Европы по правам человека Хаммарберга, международной организации Хьюманит и других, приговоры продолжают в подавляющем числе случаев практически совпадать с тем, чего требует прокуратура, которая по-прежнему неоправданно играет в процессе ключевую роль.

По результатам таких выводов, как и выводов о тотальной коррупции, все остались на своих должностях. Что означает, что такое положение выгодно власти. И эти же люди и теми же методами продолжают работать как при старом, так и при новом УПК.

Свежий пример. Евросуд признал незаконным арест Юрия Луценко. Однако этот факт не только НЕ повлек открытия против виновных уголовного производства. В частности, никакой ответственности не наступило для первого заместителя генерального прокурора Кузьмина, который санкционировал этот незаконный арест, тех судей, которые внутри страны "не заметили" этого нарушения при его обжаловании.

Луценко продолжает находиться в тюрьме, а Кузьмин продолжает всех убеждать, что граждане должны верить ему больше чем решению Евросуда. Не правда ли, странная ситуация?

Убежден, что с принятием нового УПК, положение граждан в стране стало значительно хуже. Поскольку он дает возможность открытия и закрытия уголовного производства в "ручном режиме", а установление и расширение ряда негласных следственно-розыскных действий, в условиях избирательности украинского правосудия и его подконтрольности прокуратуре, делает беззащитным любого гражданина.

Кроме того ЕСПЧ неоднократно указывал, что исполнение судебных решений является завершающей стадией судопроизводства, без которой остальные стадии не имеют смысла.

Ранее государственные исполнители входили в структуру судов и процент исполнения судебных решений был чрезвычайно высок.

Эту судебную стадию вывели из-под контроля судов. Явно руководствуясь желанием на нее влиять. Что и стало одной из причин тотального неисполнения судебных решений. Но изменять это положение никто не собирается.

Не исполняя судебные решения, и не возвращая при этом уплаченные судебные сборы, государство даже наживается на такой ситуации. Проводя процессы ради процессов. Чем больше незаконных решений, тем больше обжалований. А значит, тем больше судебных сборов в казну.

Традиционно можно услышать – это все "папередники". Но достаточный срок для позитивных изменений предоставлялся ЕСПЧ именно этой власти. Кто не давал, имея абсолютную власть во всех органах, изменить ситуацию?

Например, вернуть госиполнителей в структуру судов, либо установить процедуру, дающую возможность гражданину получить присужденное, либо альтернативное возмещение если не сразу, то через время?

Вместо этого на все универсальная отговорка – мировой кризис, денег нет.

При этом деньги есть на содержание власти, их самолеты-вертолеты, посадочные площадки, на постоянные ремонты резиденций, дорогущие стадионы, которыми пользуются единицы украинцев и тому подобное?

В двухлетнем отчете европейской комиссии по эффективности правосудия отмечается, что Украина хуже всего сотрудничает с Советом Европы в вопросах эффективности судопроизводства из всех стран-членов, является единственной страной, где нет системы мониторинга количества дел, поступающих в суды, количества решений и продолжительности производств.

Вышеуказанное есть доказательством того, что судебная реформа в Украине является лишь имитацией, иллюзией. Все действия, называемые реформами, не улучшают, а ухудшают положение граждан.

Под словом "реформы" граждане понимают возможность реализовать свои права и добиться справедливого решения, а власть наоборот.

В результате Украина терпит как политический, так и материальный ущерб, в виде необходимости значительных выплат из госбюджета по решениям ЕСПЧ.

Уполномоченные лица, политики за бездействие в предотвращении и пресечении нарушения прав граждан никакой ответственности не несут. Очевидно, что такое положение власть устаивает.

Но свои права отстаивать нужно! Разными способами, напоминая госчиновникам конституционное положение о том, что единственным источником власти в Украине является народ. А государство отвечает перед человеком за свою деятельность.

Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Государство для человека, а не наоборот.

Олег Несинов, адвокат, Днепропетровск, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування