"Митна тушка" померла, так і не народившись
Несмотря на все пертурбации в Европе последних кризисных лет, схема воздействия украинского руководства на Брюссель, отточенная до совершенства еще президентом Кучмой, по-прежнему действует безотказно.
Правила здесь очень просты. Как только европейские лидеры слишком уж показательно начинают игнорировать украинское руководство и предъявлять к нему серьезные претензии, официальному Киеву нужно сыграть "российским конём".
То есть, с решительным видом развернуться в сторону Москвы, напоследок бросив Европе: "Мы очень, очень сильно хотели к вам, но вы нас не принимаете – нам ничего не остается делать, как идти в Белокаменную!".
После чего европейцы впопыхах бросаются вдогонку за беглянкой-Украиной. Которая, по сути, только того и ждёт, чтобы ее окликнули.
Раз за разом эта нехитрая real politic made in Ukraine безотказно срабатывала. Осечки не произошло и на этот раз – с угрозой "постепенно и выборочно присоединяться к Таможенному союзу.
Исходные данные для игры украинского руководства на европейском поле были весьма не утешительны: фактический дипломатический бойкот украинского президента, требования освободить Тимошенко и Луценко, как непременное условие продолжение переговоров об ассоциации, не лестные оценки выборов в ВР, констатации применения в Украине политических репрессий против противников власти и так далее.
Все эти словесные филиппики официальному Киеву можно было и дальше пропускать мимо ушей, если бы Запад не начал разговаривать с постсоветскими "элитами" на единственно понятном для украинских властьимущих языке.
Этот язык – точечные санкции против отдельных чиновников, проявивших особое рвение на службе: ограничение для них доступа к своим счетам в западных банках и возможности посещать западные страны.
Вслед за "списком Магнитского" для России очередь быстро дошла до Украины – первой ласточкой стало аннулирование американской визы Ренату Кузьмину.
То, что это сделали США, а не какая-либо европейская страна, не должно никого обманывать – немедленно вслед за принятием "списка Магнитского" США, в Европе начали обсуждать необходимость принятия аналогичных шагов в отношении отдельных российских чиновников.
Поэтому тема введения европейских списков в отношении отдельных чиновников, как из России, так и из Украины – вопрос времени. И еще, конечно, политической целесообразности.
Отлично понимая последнее, в Киеве предусмотрительно решили сыграть на опережение. И сделали вид, что готовы броситься в широко раскрытые объятия Москвы.
В расчете, что "наивные европейцы" поверят, будто, не достигнув дна падения экономики и удерживая в своих руках все нити руководства страной, люди при власти в Киеве добровольно передадут власть над своим главным ресурсом под названием "страна Украина" кремлевским топ-менеджерам. Те и поверили.
Видимо, и Москва в какой-то момент поверила, что ей удалось, наконец, дожать Януковича с Таможенным союзом.
И теперь торг будет вестись исключительно вокруг условий вступления – вступать как все под одну гребенку, как настаивает Москва, или же на неких эксклюзивных условиях, как анонсировал украинский лидер.
Как бы то ни было, сам факт приезда Януковича 18 декабря в Москву на переговоры по конкретике вступления Украины в Таможенный союз стал бы огромной победой Путина. Вопрос стоял бы уже не "вступать или не вступать", а "на каких именно условиях вступать".
Но все карты спутал Брюссель – европейские адресаты прямой намек из Киева отлично поняли. Тем более все приготовления к оформлению "таможенной унии" в Москве выглядели очень натурально – озвучивалась конкретика по цифрам соглашений, которые готова подписать Украина, звучали громкие протесты оппозиции с предупреждениями и угрозами, и даже отбыли в Москву журналисты президентского пула…
Казалось, на этот раз всё будет доведено до логического конца и Янукович на встрече с Путиным сделает первый шаг на сложнейшем и неизведанном пути интеграции Украины в евразийское экономическое пространство.
Однако президент Еврокомиссии Баррозу накануне отбытия украинского президента к российскому коллеге сам позвонил Януковичу и официально объявил, что неоднократно откладывавшийся саммит Украина-ЕС таки состоится. И пройдёт он 25 февраля.
После этого звонка и последовала отмена визита Януковича в Москву.
Это было одностороннее решение украинской стороны. Россияне были рады любым подвижкам по вступлению Украины в Таможенный союз. Пусть не сразу, пусть с оговорками, лишь бы вступали. Как принято говорить в наших краях – хоть чучелом, хоть тушкой.
Более того, это было единоличное решение Януковича. В такие моменты, когда приходится принимать кардинальные решения, он не впервой действует на свой страх и риск.
Нынешнее решение по отмене поездки к Путину – из той же серии, как накануне провозглашения создания коалиции с Тимошенко в июне 2009-го он в последний момент отказался эту коалицию создавать.
Путин, конечно, не воскликнет "всё пропало!". Но внесение корректив в свой рабочий график украинским коллегой запомнит и оценит. Ведь когда он сам этим летом в Крыму, развлекаясь с байкерами, заставил Януковича ждать несколько часов, ведь всё же доехал…
Теперь можно с уверенностью констатировать, что никаких подвижек с Таможенным союзом до весны не будет. И в дальнейшем сотрудничестве Украины с ТС многое будет зависеть от того, с чем Украина и Европейский союз подойдут к саммиту 25 февраля.
В любом случае, Киев попытается использовать представившийся шанс и выровнять отношения с Брюсселем, чтобы вернуть "европротивовес" на качелях с Москвой.
Скорее всего, в ближайшие два месяца будут продолжаться своеобразные ритуальные танцы вокруг темы "Украина и Таможенный союз". Ведь спустя более чем полтора года после провозглашения украинским президентом формулы сотрудничества "3+1", эта формула не наполнена конкретикой и чётко нигде не обозначена.
Что позволяет сторонам по-своему трактовать загадку "3+1".
К примеру, киевские алхимики вывели свыше двух десятков положений ТС, к которым может присоединиться Украина. А их российские коллеги из рабочего органа Таможенного союза Евразийской экономической комиссии свято уверены, что Украина и Таможенный союз уже сотрудничают по формуле "3 +1".
"Каждый в" 3 +1 "вкладывает свой смысл. Для меня сегодня реализация формулы "3 +1" – это именно то, что делает комиссия с Украиной", – заявил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко.
С учетом того, что экономическое сотрудничество со странами Таможенного союза остается той перспективой, от которой Украине никуда не уйти – вопрос лишь в формах этого сотрудничества – стране необходимо сформулировать и четко обозначить, какие именно форматы сотрудничества отвечают украинским национальным интересам.
В противном случае, в определении стратегических векторов развития страны слишком многое и дальше будет зависеть от того, какое решение в ручном режиме примет один человек, имя которого – Виктор Фёдорович Янукович.
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", специально для УП