Все ті ж на манежі, або вибори в жанрах і без політики

Середа, 17 жовтня 2012, 09:51
голова комітету ВР з питань свободи слова та інформаційної політики

Украинский политический театр хорошо подготовился к сезону "Выборы": нарядная сцена, зрители в зале, натренированные актеры на сцене, кукловоды и суфлеры под ней, яркие декларации в виде бордов вокруг. И главное – театр полноценен, в нем все необходимые жанры. Кроме реальной политики...

Власть как "сказка"

Если вы смотрите телевизор, то должны уже давно уверовать, что власть у нас сказочная. Она, то есть ее представители, летают за бюджетные деньги на государственных самолетах по стране как на коврах-самолетах, и как волшебные Алладины после потирания лампы являют взору избирателя различные "чудеса" в виде новых школ, садиков, больниц и так далее.

То, что все это создает совсем не джин в лампе Алладинов, а сам электорат, не так уж важно. Важно, чтоб все как в сказке: приехал кудесник, чудо явилось. И телевизор этот эффект обеспечивает прекрасно. В роли Алладинов – Николай Яныч да Виктор Федорыч.

Власть как Шахерезада рассказывает нам тысячу и одну сказку о главных злодеях, именуемых "попередниками" и о светлом сказочном будущем. Будущее это в "молочных реках и кисейных берегах" стабильности. Причем для его приближения Ивану-дураку вроде как с печи даже слазить не надо – все, мол, сделают кудесники из партии "покращення".

Да и о проблемах то зачем излишне вспоминать, особенно накануне выборов? Лучше уж о стабильности и перспективах. Только вот единственное: Иван, внимающий чудесам и верующий в них, не желая слазить с печи, так и рискует остаться дураком, лишая сам себя шанса превращения в бравого молодца.

В то время, как "сказочная власть", уже восседающая в пещере на грудах золота и бриллиантов, рискует захлопнуть таки свою золотую пещеру и приблизить золотое время Али-Бабы с сорока разбойниками.

И это время ничего хорошего не сулит – ни для владельцев пещер, ни для сидящих на печи.

Оппозиция как "иллюзия"

Оппозиции, как показывают выборы, в стране много. Есть ОО оппозиция, есть коммунисты, есть УДАР, "Свобода" и даже Королевская, есть масса отдельных, но обязательно "оппозиционных" кандидатов. Не понятно только к чему и как все перечисленные не в позиции, а в оппозиции.

Оппозиционеры, по примеру Дэвида Копперфильда, достают непонятно откуда разные "волшебные шары" и грозят ими поразить власть: парламентское большинство, импичмент, отзыв депутатов, реформа правоохранительных органов. Все шары вроде и верные, но вот выглядят они слишком иллюзорно.

Ну не понятно, откуда взялись они на манеже, так как реальной возможности все это сделать действительностью у оппозиции нет. Всем ясно, что будет дальше: оппозиция снова скажет – большинства у нас нет, поэтому воплощение в жизнь всех замечательных программных тезисов оставим до "полной победы демократических сил".

Но, когда "победа" наступит – непонятно, так как в предыдущее хождение во власть оппозиция как-то не успела воплотить хоть что-то из снова обещанного.

Даже под взором очень уж внимательного наблюдателя за шоу сложно разглядеть массу других вещей, отличающих политическую реальность от иллюзии: решимости бороться за власть, четкого видения альтернативных путей и возможности действовать не как власть, а ассиметрично.

Народ смотрит на все потуги "оппозиционеров" изображать оппозицию, а значит альтернативу режиму, и... все меньше, как показывают социологи, хочет отдавать иллюзионистам свои голоса. Ведь, по логике жанра, голоса то эти, в которых много конкретных человеческих ожиданий и чаяний, могут точно так же иллюзорно раствориться в воздухе... 

УДАР как "миф"

Виталий Кличко – герой мужественного и эпического жанра, как и подобает истинному богатырю. Он ходячий миф с грудой мышц, он смог доказать стране и миру, что украинцы таки сильны. Сильны этими самими мышцами, если больше ничем. Отсюда и мифическая уверенность избирателя, что силу эту он сможет применить и для завоеваний других достижений для страны, помимо боксерских поясов.

Пока имеем очень прозаичный сюжет, мало похожий на героическое сказание: богатырь тянет свою команду на тросе, серьезно рискуя, что потом члены этой команды затянут его же обратно, вниз.

Для героики эпоса в его кампании явно не хватает важных элементов, например главного противника. Заявления о противостоянии с властью звучат очень мягко поэтому неубедительно. У нашего мифического героя пока нет и противников, которые мешали бы ему "творить героику". Все у него достаточно складно складывается, без особого противодействия.

История нашего мифического лидера скорее напоминает историю Нарцисса, самодовольно улыбающегося восторженным поклонникам на встречах, нежели историю Геркулеса, или же Прометея, жертвующего собой ради других.

Миф – он ведь как шар. Технологически его можно надуть, но если шар, по физическим своим свойствам, реальным твердым телом не является, то сдувается он неминуемо. Вопрос только во времени.

Коммунисты как "басня"

Отечественных коммунистов не зря называют "коммиками". Ну как иначе можно назвать последнюю избирательную кампанию, выполненную в стиле стебных скороговорок, как не комичной.

"Эй, олигарх, погоди-ка, постой" – грозят пухлым пальцем Петра Николаевича коммунисты в сторону проезжающих мимо мерседесов.

Пассажиры этих мерседесов стоять, конечно, не собираются. И за такие борды на коммунистов не обижаются. Ведь вхождение КПУ во властную коалицию ни у кого сомнений не вызывает в принципе, а басни на выборах – дело нормальное.

Но еще большая ирония возникает, когда коммунисты всерьез говорят о желании стать популярными в среде молодежи и необходимости менять систему, в которой они давно и успешно прижились, со всеми "капиталистическими штучками" типа тех же мерседесов, дорогих часов и IPad’ов.

Дилемма коммунистов схожа с героями известной басни Крылова: вроде как есть желание современную реальность объединить с двумя другими вещами – прекрасно теоретически обоснованной, но практически нереализуемой идеологией, и с ностальгией за стабильностью брежневских времен, основанной на сырьевом потенциале одной шестой суши.

Но выходит, как выходит – 10%, и то преимущественно из-за технологически организованного отсутствия альтернативы для разочарованного в регионалах электората востока и юга.

Технологи власти к этой басне подходят с юмором – что может быть ироничней, чем подбирать разочарованные голоса под декларации желания полностью изменить систему руками людей, полностью интегрированных в систему нынешней власти.

Свобода как "страшилка"

Страшилки и ужастики нужны всегда. Без них не тот накал страстей и эмоций, не настолько объемлющее восприятие мира. В этот раз главным "ужастиком" суждено стать "Свободе", которая хоть и демонстрирует лучшую избирательную программу и нормальные партийные подходы к формированию списка и соответствию идеологии, все же жанру подыгрывает.

В ужастике всегда необходим страх и люди, своими действиями его воплощающие. Олег Тягныбок, наученный опытом 2004 года, обретенным на горе Яворина, теперь от образа главного "злого героя" успешно уходит.

Но свято место пусто не бывает, и ему на смену пришла Ирина Фарион, тщательно раскручеваемая как этот "самый злой герой нашего времени" центральными телеканалами страны. И роль свою госпожа Фарион играет весьма убедительно.

Страшилка, в общем, тоже понятна, и вполне лексически обоснована. "Угроза коричневой чумы", – согласитесь, звучит грозно.

Но торжество национал-социализма для страны, где около половины населения говорит на языке другой страны, а треть мечтает с ней воссоединиться – угроза условная. Поэтому страшилка существует – это классика жанра. Но особого страха никому не внушает.

Украина вперед как "комедия"

"Наталья Королевская – наш современный Тарас Бульба, потому как сыновья у нее Остап и Андрей" – шутит Facebook. Но Тарас Бульба – это не комедия, это историческая трагедия – времени, личности и ценностей. Наталья Королевская – это, возможно, тоже трагедия. Но лишь одного человека – Рината Ахметова. Для всех остальных комедия сущая.

Комедия началась с попытки изобразить из одной девушки девушку совсем другую. Дальше продолжилась повторениями о "новых политиках", которые хронически используют старые средства – начиная от фонов и стиля старой рекламы Тигипко, заканчивая совсем не новым способом ведения кампании в стиле "купить все СМИ".

Дальше было комедийное исполнение известного сюжета "I have a dream" на фоне железной бабы. Ну а апофеозом стал съезд в кукурузе с главной героиней в коктейльном платье, транслируемый в эфире государственного телеканала. После таких курьезов, рейтинг, старательно наращиваемый тысячами бордов, стоящими миллионы, и рекламой в футболе, не выдержал. И обвалился.

***

Все бы ничего, весело даже иногда. Кроме, разве того прискорбного факта, что в результате всех этих мастерски исполненных жанров имеем драму.

Не актерскую, а зрительскую, то есть нашу с вами. Драму об очередной необходимости делать выбор без выбора, хождения меж трех сосен и страдания меж "двух зол" в поисках меньшего.

И в наивной попытке разглядеть: а где же в этом театре политики-то? Не стоит напрягаться. Театр придуман для другого – отдыха, развлечений и удовольствия, актеры – люди творческие, они не созданы для рациональных проектов. Им играть охота.

А политику, если театр надоел, надо делать самому. Перефразируя Кеннеди, пора заканчивать думать о том, что политики сделают для тебя, стоит подумать, что ты можешь сделать для политики, для страны, для себя самого. Именно в этой мысли и следующими за ней действиями и есть реальность...

Виктория Сюмар, для УП