Девальвація як політтехнологія

Понеділок, 10 вересня 2012, 15:57

Страх – лучший инструмент для контроля над людьми. Страх появляется тогда, когда возникает некая ситуация, с которой в прошлом у человека был связан негативный опыт.

В Украине уже были периоды резкого обесценивания гривны: это гиперинфляция 1992-96 годов и 2008 год. Плюс – за нынешнее лето гривна уже несколько раз падала.

Наблюдая за происходящим, имея печальный опыт за плечами, люди стремятся сохранить свои гривневые накопления, переводя их в твердую валюту. Где гарантии, что не будет дальнейшего обвала?

Поэтому игры с курсом можно смело назвать политической технологией.

Почему технологией? Потому что любая технология, как процесс, имеет определенную последовательность действий.

Так было и с курсом валют: сначала произошел обвал. То есть, населению был дан мощный стимул, опирающийся на горький опыт прошлых лет. Затем в СМИ был пущен слух, что "все плохо" – стимул подкрепили.

Зачем был нужен слух?

Когда люди сталкиваются с чем-то непонятным, но, по их представлениям, важным, то они ищут источник информации, содержащий в себе разъяснение происходящего.

Слух передается, ему верят, не столько потому, что он похож на правду, а потому, что он удовлетворяет психологическую потребность, не удовлетворенную иным способом.

Слухи, связанные с нагнетанием ситуации, в социальной психологии называются "слухами-пугалами". Подобные слухи обычно циркулируют в обществе, где господствует тревога и страх, подкрепленные неуверенностью.

Слух подогревается средствами массовой информации. В социальной психологии это явление называется "навиванием": когда в СМИ не стихает "шум". Например, по поводу надвигающейся финансовой катастрофы.

Паника – это следствие шокирующего стимула.

В ситуации с колебаниями курса, людям нужны были указания, как себя вести и что делать. Однако НБУ на рынок не выходил, а эксперты молчали. Доллар крепчал, гривна слабела. У населения происходило нарастание тревоги.

Следствием всего этого стала паника у людей, которая выразилась в массовой скупке валюты.

И даже сейчас, когда курс стабилизировался, основная масса комментариев сводится к тому, что на носу в Украине чуть ли не дефолт. Распространяется новый слух – "все очень плохо!". Таким образом, паника только подкрепляется.

Итог. На носу выборы. И Партии регионов важно не допустить активизацию критического мышления у избирателя – будь то свой или оппозиционный.

Потому и была использована эта технология: стимул крепчал. Будучи воспринят, он прерывает предшествовавшее поведение и приостанавливает действия, ранее совершаемые людьми.

То есть деморализует избирателя, сосредотачивая внимание только лишь на одной теме – страхе обнищания.

И выгода в том не только для ПР. Ведь любой партии или кандидату легче воздействовать на "оглушенный" электорат.

Таким образом, действия были осуществлены в такой последовательности: падение гривныслух "все плохо" – молчание НБУ и экспертов – паника – слух "все очень плохо!": подкрепление паники заявлениями политиков и отсутствием внятных комментариев экспертов.

Николай Песецкий, социальный психолог, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану

Дорогою ціною