Дніпропетровськ: хроніка одного дня

Понеділок, 07 травня 2012, 10:30

Жизнь мегаполиса однозначно разделилась на "до" и "после" теракта. Паника в городе вроде улеглась. Но люди не перестают обсуждать тему взрывов. В почти миллионном Днепропетровске обязательно найдется кто-то, кто слышал, был, стоял рядом, или участвовал в событиях 27 апреля.

Хотя власти и пытаются утверждать, что жизнь города вошла в нормальное русло, страх бродит по улицам и людям продолжают мерещиться взрывпакеты. Каждый день на пульт милиции поступают сигналы от граждан относительно обнаружения пакетов подозрительного вида. В пакетах, как правило, милиция находит остатки пищи и рекламной продукции.

Всего один день внес в жизнь города свои коррективы.

…Это был обычный рабочий день. С утра я пыталась уточнить информацию по изнасилованию 11-летней девочки из Днепродзержинска. Информация замкнулась на начальнике управления милиции города, мобильный телефон которого не отвечал.

Наконец-то удалось дозвониться. Уточнение, правка информация, отправка ее в редакцию. Теперь можно выруливать на пресс-конференцию.

Но до информагентства в центре города я так и не дошла. По дороге решила заглянуть в продуктовый магазин, купить воды – на улице был 31 градус жары…

Я не знаю, как это описать. В романах пишут: в воздухе запахло бедой. Какая-то женщина говорила по телефону, я мельком взглянула на нее и поняла, что случилось что-то ужасное. "В центре города… Трамвай… И много людей?".

Эта новость стала распространяться с силой полевого пожара, когда горит сухая солома, и глаз не успевает следить за ползучим пламенем. Я пулей помчалась домой, на рабочее место. По дороге позвонил муж, подполковник милиции в отставке: "Ты слышала, там что-то случилось в центре города? – Да, случилось, бегу домой, буду выяснять".

Это было в 12.00. Через десять минут после первого взрыва. Вместе со мной спешили домой и другие люди. Одна из женщин, обогнавшая меня во дворе, кричала в трубку: "Фаина, я тебе говорю, забирай детей, иди домой. Замолчи! В городе черте что происходит, тут взрывают. Бери детей, беги домой".

Ни по одному из телефонов МЧС и милиции дозвониться не удалось. То было занято, то звонок просто сбрасывали. Первыми выложили новость о трагедии городские сайты. Взрыв произошел на углу проспекта Карла Маркса и улицы Серова.

Мне пришла смска от зятя: "В городе уже 4 взрыва, никуда не выходите". Я его попыталась успокоить: "Не паникуй, взрыв только один – это официальные данные".

Чуть позже мне удалось дозвониться до спасателей. Они сообщили, что к этому моменту произошло 3 взрыва, пострадали 12 человек.

Телефон трезвонил каждую минуту. Звонили из редакции, требовали объективной информации. Звонили знакомые с теми же просьбами…

Я разрывалась между желанием быть в эпицентре событий и отслеживать новости с рабочего места. Опыт освещения событий со взрыва на Мандрыковской в октябре 2007, когда от взрыва бытового газа обрушилась часть дома жилмассива "Победа" и погибли 23 человека, подсказывал, что лучше наблюдать с расстояния и освещать происходящее максимально трезво, чем быть на месте не только событий, но и всеобщей паники.

Через некоторое время перестала нормально работать телефонная связь, стали "виснуть" городские сайты, которые пытались объективно отслеживать события.

А интернет взрывался новостями одна страшнее другой. Уже якобы прозвучало девять взрывов, число погибших перевалило за два десятка. Страха нагоняли информагентства, находящиеся в более тысячи километров от Днепропетровска, комментарии давали высшие милицейские чины Украины.

А город молчал. Ни одного официального заявления от местных правоохранителей или властей… Местный телеканал каждые полчаса делал прямое включение, но крутил одни и те же кадры с первого взрыва. А запыхавшаяся ведущая повторяла: "Произошел еще один взрыв, количество пострадавших уточняется".

Видно было, что и у телевизионщиков, студия которых находится в одном квартале от эпицентра событий, информации немного.

И только после трех часов дня появилась первое официальное сообщение от пресс-службы прокуратуры области – пострадали 25 человек, в то время как МЧС Украины говорило уже о 27.

Откликнулись и телефоны пресс-офицеров СБУ и милиции. Названо было окончательное число взрывов – четыре и их география: угол улиц Серова и проспекта Карла Маркса, парк Глобы – кинотеатр Родина (ранее их ошибочно называли как два разных взрыва), магазин "1000 мелочей" и снова угол улиц Серова и проспекта Карла Маркса, но уже с другой стороны дороги.

Тут же раздался звонок из прокуратуры о том, что через полчаса начнется пресс-конференция генпрокурора Виктора Пшонки. Было почти пять часов вечера. В Днепропетровск прибыли все первые лица силовых ведомств Украины.

Пресс-конференция, несмотря на представительность, – генпрокурор Пшонка, главы МВД Захарченко, СБУ Калинин, Днепропетровской облгосадминистрации Вилкул – была мало информативной.

Уточнили число пострадавших– 29 человек (к ночи их станет 30). Но журналисты не получили сведений ни о характере взрывных устройств, ни о рабочих версиях, ни о предполагаемых преступниках.

Единственная конкретика с массой оговорок: предполагается связь этих взрывов со взрывом в Днепропетровске 16 ноября прошлого года. Тогда в центре города в полночь на трамвайной остановке возле ЦУМа раздался мощный взрыв, от которого пострадал случайный прохожий –27-летний бизнесмен.

Дело не раскрыто до сих пор. На одном из городских форумов появилась информация о якобы требованиях "террористов" к прокуратуре и об угрозах совершить еще взрывы.

"Эта информация проверялась СБУ, – заявил Игорь Калинин – Были безликие смски, отправляемые разово с разных мобильных телефонов, которые потом выбрасывались вместе с карточками. Мы были готовы вести переговоры. Но, по всей видимости, кто-то решил просто поиграть с нами, спекулируя на теме, а потом испугался".

Как заявили силовики, никаких требований или заявлений по поводу терактов в этот раз не было. Никто не взял на себя и ответственность за содеянное. В город подтянули лучших спецов по взрывотехнике, экспертов, максимально усилили наряды милиции, ввели круглосуточное патрулирование. Но для введения чрезвычайного положения предпосылок не было.

Центр города был буквально напичкан силовиками. В трамвай первого маршрута строем посадили курсантов для того, чтобы исследовать урны по ходу движения.

Вечером поползли слухи "из достоверных источников" о том, что ночью взлетят в воздух дома в спальных районах. Слава Богу, все обошлось.

Наш близкий знакомый оказался в тот день в эпицентре взрывов. Он шел от кинотеатра "Родина", где его и догнала взрывная волна. Он споткнулся и ели удержался на ногах. Второй взрыв настиг его, когда он вырулил от злополучного кинотеатра, уже оцепленного милицией. Он раздался прямо перед его машиной, возле магазина "1000 мелочей".

В полусознательном состоянии парень все же развернул машину и решил поехать в другом направлении. А здесь на другой стороне улицы его опять "догнал" взрыв. После этого он уже не смог тронуться с места – руки и ноги перестали слушаться.

Несколько дней он боялся выходить на улицу. Не позволял гулять и жене с ребенком.

Стало известно еще об одном пострадавшем – студенте 2-го курса Днепропетровского горного университета, который с диагнозом "сотрясение головного мозга" находится в Свердловске Луганской области. Во время теракта он тоже был возле входа в парк имени Глобы.

На сегодня составлены фотороботы трех подозреваемых в совершении терактов, милиция опрашивает тысячи свидетелей, бомжей, проверяет всех, кто хоть как-то связан с взрывными материалами.

Однако, несмотря на всю активность правоохранительных органов, люди не верят в то, что преступление будет раскрыто...

Татьяна Валигурская, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану

Дорогою ціною