Чи обміняє опозиція автомати на "ролекси"?
Во время одной из теледискуссий у Шустера, где активно обговаривалась проблема объединения оппозиции, прозвучал ключевой тезис. "Оппозиция не сможет защитить свой результат на выборах. У них – суды. У них – милиция. У них – мешки с бюллетенями, которые они вскоре после выборов сожгут", – говорил Николай Катеричнук.
Лидеры оппозиции, Турчинов и Яценюк, друг за другом приглашали объединяться и повторяли, что в стране диктатура.
Я согласен и с тем, что в стране диктатура, и с тем, что оппозиция в ее нынешнем состоянии не сможет защитить свой результат после выборов. Но надеюсь, что еще можно изменить ситуацию.
Известно, что уже двадцать лет общество живет своей жизнью, а политики – своей. И эти жизни пересекаются только в момент выборов. Так было. Это устраивало и власть и оппозицию. Но сегодня ситуация изменилась. День выборов может стать и моментом истины и судным днем для оппозиции.
И неважно, как проголосует общество. Важно, сумеют ли защитить они выбор народа.
Но оппозиция до конца не понимает, что в стране проснулось гражданское общество. Оно – есть. Оно существует не только в виде независимых аналитических центров и независимых интернет-медиа. В Украине есть реальные и многочисленные общественные организации.
Это честные движения. Власть пытается их раскалывать и покупать. А оппозиция никак не пытается взаимодействовать с этим обществом. Они обращаются к нам через прессу – но ни один из политических лидеров не приходил в наши офисы, не общался, не предлагал совместных планов.
Хотя гражданские движения могут много. За два года режима, "афганцы", "чернобыльцы", студенты, предприниматели провели по-настоящему громкие и действенные акции – без участия политиков.
И к лидерам этих движений нужно обращаться не в момент подсчета голосов. Общественное мнение, участников этих движений нужно готовить к этой схватке за результаты своего выбора уже сейчас.
Я предвижу ситуацию: в ночь подсчета голосов телефонный звонок от оппозиции: "Саня, тут такой беспредел, помоги".
Что можно будет сделать за одну ночь?.. Ведь людей к таким событиям надо готовить.
Ведь все, что они делают в своих движениях, включая акции протеста, прорывы оцепления "Беркута" – они делают осмысленно, хорошо понимая, чего требуют, что защищают.
Пытается ли оппозиция вести диалог с гражданским обществом? Нет.
Они ведут себя, как индюки, не понимая, что в день выборов превратятся в суповые наборы.
Хочу рассказать одну новую кавказскую притчу. В неспокойной кавказской республике отец на совершеннолетие подарил сыну автомат. Но тот, гуляя с другом, увидел у того часы "ролекс". И друг, заметивший восхищение именинника, предложил выменять "ролекс" на автомат. Счастливый обладатель "ролекса" пришел домой и показал часы отцу. Тот же, реагируя на обмен, задал всего один вопрос: "Думаешь, если враг придет в твой дом, он спросит тебя: который час?"
Гражданское общество – это армия оппозиции. Независимо от того, кто именно находится в оппозиции. Любые политики, противостоящие власти, могут опираться только на активную часть общества. Но сегодняшняя оппозиция этого пока не понимает. Как, к сожалению, не понимает того, что люди, которые не имеют своей армии, кормят чужую.
А пока оппозиция, вместо автоматов, приобретает "ролексы"...
Как не допустить реванша диктатуры, задаются вопросом политики? – Перестать быть куклой-мотанкой, сделанной из марли и соломы, – и стать бойцом!
И понять: политика без участия гражданского общества и их лидеров обречена на провал.
И последнее.
На той же передаче, эксперты, играя на амбициях Турчинова и Яценюка, спрашивали: "А вы готовы пригласить, для полнейшего объединения, – Гриценко, Катеринчука или Кличко. Или будете ждать, когда они сами придут и попросят?"
…Ответа я так и не услышал.
Александр Ковалев, лидер организации "Никто, Кроме Нас", специально для УП