Афганська "двічі миротворчість" Януковича

Понеділок, 28 травня 2012, 16:12

Предложения президента Януковича усилить украинский контингент в Афганистане и поддерживать весь комплекс мероприятий НАТО в этой стране, озвученные 21 мая на саммите НАТО в Чикаго, достигнут своих целей лишь частично.

Таких миротворческих целей у украинского президента две.

Главная – "умиротворить" страны Запада, усиливающие политическое давление на украинское руководство в связи с политическими процессами против лидеров оппозиции.

Президент Янукович стремится улучшить свою репутацию, основательно подмоченную процессами против Тимошенко, Луценко и других оппозиционных политиков.

Но, как показывает принятая 24 мая резолюция Европарламента, Европа не собирается отступать от давления на Киев. И будет добиваться соблюдения основных демократических свобод – не только для власти, но и для оппозиции.

Вторая, сопутствующая цель – усилить по мере возможности украинскими солдатами позиции стран НАТО в Афганистане – поможет Альянсу решать тактические задачи на фоне серьезных стратегических проблем афганской кампании НАТО.

По стопам Кучмы

"Несмотря на негативный финансовый баланс армии, Украина может послать больше военных в Афганистан", – заявил генсек НАТО и назвал это "позитивным сигналом от серьезного партнера".

"Мы это очень высоко ценим", – добавил он. Генеральный секретарь Альянса подчеркнул, что Украина и НАТО обсудят соответствующие технические детали, но не уточнил, когда именно. "Я не знаю, когда и где. Для меня важен политический принцип", – заявил он.

Это заявление руководства НАТО было сделано несколько ранее, нежели президент Янукович в Чикаго озвучил готовность руководства Украины увеличить численность украинского контингента в Афганистане.

А именно – в феврале 2009 года, когда Яап де Хооп Схеффер получил подобные заверения от тогдашнего министра обороны Юрия Еханурова…

Получив в Чикаго новое обещание Киева послать больше украинских военных в Афганистан, руководство Альянса хвалить политические принципы руководства Украины не будет. Слишком выразительно противоречие между исповедуемыми странами НАТО демократическими стандартами и политикой нынешней украинской власти.

Но обсуждать технические детали увеличения численности украинских военнослужащих в Афганистане НАТО готово и сегодня. В первую очередь, готовы США, играющие главную роль в афганской кампании.

В этом Янукович абсолютно прав – он сделал такое предложение, от которого НАТО не захочет отказываться.

Увеличивая количество украинских миротворцев в "горячей точке" и восстанавливая с помощью этого шага собственные отношения с Западом, четвертый украинский президент не открывает свою Америку – Янукович идет по стопам Кучмы.

Тот в условиях дипломатической блокады после "кассетного" и "кольчужного" скандалов предложил направить украинский контингент не в Афганистан, а туда, где он нужнее всего был США и их союзникам – в Ирак. Решение об этом президент Кучма принял в мае 2003-го, а 5 июня того же года Верховная Рада дала согласие на участие украинских войск в миротворческой миссии в Ираке.

Причем поддержали инициативу президента как Партия регионов, так и оппозиционная "Наша Украина" – эта инициатива Кучмы полностью совпадала со стратегическими запросами американских партнеров "НУ".

И вот спустя девять лет Украина ничего так и не может предложить Западу для восстановления отношений кроме отправки своих солдат в горячие точки. Туда, где решают свои задачи ведущие страны западного мира.

Выборочное воздействие

Однако ставить знак полного тождества между инициативами двух президентов будет не верным. В то время как у Киева в меню старые опробованные рецепты, мир за эти девять лет сильно изменился.

В числе важнейших изменений – снижение роли и влияния США. Поэтому, собственно США, как главный адресат предложения Киева, конечно не станут возражать против инициативы Януковича. Равно как и другие участники Альянса.

Но при этом Америка и сама не откажется от своих ключевых принципов в отношениях с Украиной, и не будет убеждать других участников Альянса скорректировать свое отношение к действиям украинской власти.

Еще одно отличие – механизм реализации решения по контингенту. Оппозиция предполагает, что результатом афганских предложений президента Януковича может стать участие Украины в военной операции на территории Афганистана.

В таком случае данный вопрос должен обсуждаться в парламенте, и его реализация возможна только с согласия Верховной Рады. Таково требование украинского законодательства и через такую процедуру прошло в 2003 году предложение Кучмы направить контингент в Ирак.

Хотя решение об отправке украинских военнослужащих в Афганистан было принято еще в 2007 году. И на сегодняшний день в составе Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) принимают участие 22 украинца. В их числе специалисты по разминированию, военные медики, советники армейской авиации и штабные офицеры.

Но в Чикаго Янукович говорил не о качественном изменении украинского военного присутствия в Афганистане, как это было в 2003 году с Ираком. А о том, что украинский персонал в августе текущего года пополнится инструкторами армейской авиации. Что дает возможность президенту решить этот вопрос внутриведомственными распоряжениями Минобороны и не выносить вопрос об увеличении численности нашего контингента на обсуждение в Верховную Раду.

В остальном спустя девять лет ситуация практически полностью повторяется: украинский президент серьезно ухудшил отношения с Западом и оказался перед угрозой международной изоляции.

Ее первые проявления – срыв майского саммита глав государств Центральной и Восточной Европы в Ялте, отказ руководителей ряда стран Евросоюза приезжать в Украину на матчи Евро, а также нежелание представителей стран НАТО проводить двусторонние встречи с Виктором Януковичем на саммите в Чикаго.

Чтобы добиться потепления отношения к себе со стороны стран Запада, украинский президент, что называется не от хорошей жизни, вновь делает НАТО "предложение, от которого нельзя отказаться" об отправке украинских миротворцев в "горячие точки".

В случае Леонида Кучмы после отправки украинцев в Ирак президенту удалось добиться некоторого смягчения отношения к себе. В случае с Януковичем подобное смягчение со стороны США также возможно. На некоторое время и по отдельным вопросам. Это подтверждает практика отказа Украины от запасов высокообогащенного урана.

Правда, подобное смягчение не будет носить всеобщего характера – из-за разной вовлеченности стран НАТО в афганскую операцию.

Европейские союзники США вообще настроены быстрее вывести свои контингенты из Афганистана. Так, новый французский президент вообще заявил о намерении вывести французский контингент из этой страны до конца 2012 года. В то время как НАТО намерено покинуть Афганистан до конца 2014.

Поэтому, можно спрогнозировать, что страны Евросоюза, члены НАТО, которые последовательно критикуют украинскую власть за нарушение демократических норм, продолжат делать это. Несмотря на попытку Киева повлиять на их позицию инициативами с миротворцами в Афганистане.

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Час Трампа чи стрибок історії?

Навіщо нам кодекс корпоративного управління

"Кагарлицька справа". Історія розкриття

Аграрні ноти: інструмент для залучення фінансування в агросектор України

Кадровий голод загрожує відновленню готельного сектора в Україні

Захистимо Пейзажку від забудови: історія боротьби за спадщину Києва