Про "еліти", рабів і людину праці

Понеділок, 09 квітня 2012, 17:52

Часто приходится слышать, что плохой, некачественный у нас народ голосующий, "не дорос" до демократии, выбирает "за гречку" богатых проходимцев, которые политику и власть используют лишь для собственного обогащения.

А еще в этом же контексте не менее популярный тезис: "Каждый народ заслуживает своих правителей".

Сильно сомневаюсь в истинности этих тезисов. И даже нахожу их не только снобистскими, но и подловатыми.

Было бы интересно побывать в древних Афинах, ну хоть к самому Аристотелю в его Ликей заскочить, чтобы проверить правильность этих тезисов на оселке его мудрости – мол, афинские рабы, видимо, заслуживают своих рабовладельцев, поскольку не протестуют!

И заодно попенять: "Как же так, уважаемый философ! Угнетаете рабов! И даже какую гадость написали, что, мол, одни люди рождаются свободными, другие – рабами. И этим последним быть рабами и полезно и справедливо. Нехорошо!".

И что бы нам ответил титан мысли?

Думаю, то самое, что и написал в своей "Политике" – "если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы".

В связи с этим возникают вопросы. Например такой: не потому ли киевская "элита" может болтать на своей "агоре" о демократии и прочих возвышенных материях, что в каждом рабочем посёлке и в любом украинском селе современные рабы живут на пайку от Януковича-Азарова-Тигипко и прядут, и ткут для них без отдыха?

И пусть нас не смущает наличие у современных рабов телевизора и мобильного телефона – эти цацки не только не меняют людоедской сущности современного олигархического строя, но лишь укрепляют его.

Стоит ли укорять наших адептов неолиберального капитализма за то, что их идеология свободы без равенства и братства – это и есть идеология современного рабства?

Между тем, вопросы эти, как по мне, важнейшие и принципиальнейшие. Потому что проблема народа-"быдла" – это не только проблема политического воспитания и предрассудков общественного сознания.

Это ещё и вопрос объективной возможности мыслительного освоения современной социальной реальности. Способности интеллектуалов называть вещи своими именами.

Мир так уж устроен, что есть исторически обусловленные и неосознаваемые иллюзии общественного сознания, которые невозможно искоренить без изменения системы координат, определяющих это сознание.

Тысячелетние иллюзии о движении солнца по небу с востока на запад не могли быть осознаны и изжиты до тех пор, пока человек не стал осваивать большие пространства, путешествуя морями вокруг Земли и открывая новые материки.

То есть пока не изменилась географическая система координат, определяющая положение человека в большом мире.

Коперник пришел уже после и назвал вещи своими именами.

Снобистский тезис о народе-"быдле" многим представляется очевидной психологической, ментальной проблемой "пересічного українця", у которого "хата с краю".

Но эта якобы очевидность – превращенная форма действительных отношений существующей у нас вековечной иерархической системы господства-подчинения, системы подневольного труда и "княжеского" присвоения результатов труда.

Ещё не было в этих широтах такой революции, которая изменила бы эту систему несвободы. Не следует предаваться гордыне: ничего нового, независимого и демократического мы ещё не создали.

Нужен "коперниканский переворот" – не только в сознании относительно "движения солнца" на нашем политическом небосклоне. Это вторичное обстоятельство. Нужен переворот в отношениях труда, обмена и собственности, чтобы изменилась роль и место работника в производстве и распределении богатства страны.

Только тогда, когда работники будут собственниками своего рабочего места, с правом передачи его по наследству вместе со своей долей прибыли предприятия, – только тогда работники перестанут быть "быдлом", рабами, которые в обмен на пайку присягают на верность господину-олигарху бюллетенем на избирательном участке.

Настоящая трагедия современной Украины состоит в том, что её целиком приватизировали бывшие коммунисты, которые фактически еще раз поработили (перепоработили!) украинский народ – на этот раз в роли капиталистов-олигархов.

В советское время они и не подозревали, что суть Марксова учения не в "материализме". По словам Эриха Фромма, "его цель состояла в духовной эмансипации человека, в освобождении его от уз экономической зависимости, в восстановлении его личностной целостности, которая должна была помочь ему отыскать пути к единению с природой и другими людьми".

И потому эти воинствующие безбожники ради ленинской утопии, не колеблясь, превратили марксизм в языческую религию, а людей – в строительный материал для возведения новой Вавилонской башни. Иной, европейский социализм для них был ересью.

В наше время всё те же коммунисты-комсомольцы, ошалевшие от богатства, полученного ими путем незаконного присвоения либо в доле с бандитами, всё так же не подозревают, что может быть иной "капитализм" – для свободных и моральных людей.

Что наше общественное устройство, базирующееся на олигархическом принципе мотивирования поведения людей лишь материальной выгодой либо страхом голодной смерти, не имеет исторической перспективы и в очередной раз рухнет.

Предчувствие катастрофы, как всегда, востребует чуткие умы и совестливые души для общественной консолидации против сил распада. Появилась Инициатива "Первого декабря".

На недавнем Национальном круглом столе этой Инициативы нравственный протест против такого общественного устройства, прозвучавший из уст участников группы "Первого декабря", был столь выразительным и значительным, что появляется надежда на возможность перемен.

Но хотелось бы высказать пожелание, чтобы на этой не фальшиво-шоуменской, а подлинной киевской "Агоре" прозвучал призыв к очищению украинского общества от скверны бесчеловечного олигархического режима не только в рамках доминирующего там сейчас религиозного дискурса.

Думаю, надо искать единство общественных сил для сопротивления и созидания более гуманного общества на более широкой идейной платформе.

За Национальным круглым столом необходимо найти место и тем, кто не причастен к собственно религиозной жизни. Кто, как и теолог Дитрих Бонхёффер, казнённый гитлеровцами в 1945 году за участие в Сопротивлении, считает, что возможно безрелигиозное христианство.

Что в обычной мирской жизни ко Христу ближе не тот, кто крестится и ставит свечку в храме, а тот, кто следует своему призванию и вокруг себя продолжает Божье дело – из хаоса создаёт семейный и социальный порядок.

Как писал Карл Ясперс, человек способен прорваться к безусловным ценностям, не обязательно оставаясь на почве религии откровения, но и основываясь на собственном опыте преодоления оков отчуждения и нигилизма.

Если этот опыт – испытание судьбы человека, способного противостоять "неподлинному существованию".

Существованию в условиях любой тирании – античного рабства, средневекового религиозного фанатизма, современного фашизма или большевизма, скрывающих свой бесчеловечный облик за фасадом демократических институтов и "национальных интересов".

Национальный круглый стол лишь обретёт больше сторонников и станет движущей силой перемен в украинском обществе, если окажется способным на высокий культурный синтез религиозных ценностей Святого Писания и "материалистического" устремления человека труда к свободе от эксплуатации. К хлебу насущному.

Николай Козырев, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Захистимо Пейзажку від забудови: історія боротьби за спадщину Києва  

Фатальна безсилість

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів