Як Яценюк і "Батьківщина" зафрендились

Четвер, 05 квітня 2012, 17:33

На одной из недавних "Свобод слова с Андреем Куликовым" Соня Кошкина долго пытала Сергея Соболева относительно того, что же случилось с "Батькивщиной" и Арсением Яценюком, что первая переквалифицировала второго из "проекта Банковой" в чуть ли не последнюю надежду украинской демократии.

Честно говоря, я не понял, чего хотела добиться Кошкина. Да, она выдавила из Соболева признание того, что он ошибался в Яценюке в 2010 году – тот, дескать, был вовсе не "проектом Банковой", а белым и пушистым.

Однако из реакции Соболева как раз следовало, что до вопроса Кошкиной он вообще в этом направлении не думал. Выступления Яценюка в защиту Тимошенко были восприняты им как нечто само собой разумеющееся…

Так что точка зрения Соболева вряд ли имеет большое значение. Но сам вопрос, тем не менее, актуален.

Был ли Яценюк "проектом Банковой"?

Сейчас уже совершенно очевидно – Арсений Яценюк "проектом Банковой" никогда не был. Он достаточно технично использовал для своей персональной раскрутки ресурсы Ющенко и Фирташа, а для своей президентской кампании – ресурсы Пинчука.

До этого он так же использовал ресурсы многих других людей, в том числе – Тимошенко (ну, не стал бы он председателем ВР без поддержки фракции БЮТ).

Сказать, что это обстоятельство как-то бросает тень на Яценюка, было бы неправильно. Политики всегда между собой сотрудничают. Иногда, довольно странным образом.

Можно вспомнить, что сама Тимошенко в свое время активно использовала возможности Павла Лазаренко, а на каком-то этапе и Леонида Кучмы (сейчас мало кто помнит, что первоначально "Батькивщина", в отличие от "Громады", занимала конструктивную, если не сказать больше, позицию по отношению к президенту).

Это, однако, совершенно не помешало ей выступать и против Лазаренко, и против Кучмы – ничего личного, просто политика…

Другое дело, что квалификация Яценюка в "качестве проекта Банковой" в 2009 году ошибкой штаба Тимошенко не была. Просто потому, что не было никаких оснований считать иначе – объективно Яценюк работал против Тимошенко, сотрудничая с ее политическими противниками.

Всем, кто сейчас обвиняет Тимошенко в том, что, дескать, это именно она довела дело до победы Януковича, отвечу – если бы не амбиции того же Яценюка, то вопрос о победе Януковича даже и не стоял бы…

Однако, Яценюк тогда не воспринимал себя в качестве представителя объединенной оппозиции (что бы это ни значило). И, повторяю, ему нельзя это ставить в вину. Тогда не воспринимал, сейчас – воспринимает…

Что поменялось сейчас?

Сейчас не поменялось ничего, если не считать того, что для Яценюка актуальным оказалось использование для своей раскрутки ресурса Тимошенко.

Во-первых, у "Батькивщины", в отличие от "Фронта перемен", есть значительный организационный ресурс и опыт участия в избирательных кампаниях.

Да, конечно, сейчас "Батькивщина" находится не в лучшей форме, но она, все же, выглядит значительное сильнее Фронта.

Во-вторых, что бы оппозиция не говорила об ужасающем зажиме свободы слова, ситуация вокруг Тимошенко освещается в СМИ достаточно активно.

Политик, желающий публично засветиться, просто обязан высказаться по этой теме. Причем совершенно неважно, с какой позицией.

Яценюк счел возможным выступить в защиту Тимошенко. Однако, если честно, у меня есть сомнения относительно того, что он выступил от чистого сердца.

Что предлагает Яценюк? В основном – вывести дело на честный суд, без давления со стороны Банковой, который просто обязан признать Тимошенко невиновной.

Проблема, однако, в том, что Тимошенко такого суда не хочет. И, более того, такой суд невиновной ее не признает.

Во всяком случае, если Тимошенко будет продолжать цирк с принципиальным отказом от защиты.

Любой суд, которому по сути дела представлена только позиция обвинения, при том, что позиция защиты отсутствует в принципе, должен будет встать на сторону обвинения…

Тимошенко хочет совсем иного – чтобы ее выпустили и восстановили во всех правах без рассмотрения дела по существу.

Чтобы сам факт суда над ней был признан исключительно политическим преследованием, в то время как газовые соглашения должны быть признаны исключительно выгодными для Украины и заключенными совершенно законным путем (первое – откровенная неправда, а второе надо доказывать).

Во всяком случае, если бы она хотела иного, то во время реально имевшего место заказного суда она попыталась бы защищаться. Возможности для этого были. Она, однако, обошлась оскорблениями в адрес суда и антинародного режима.

Зачем Яценюк нужен Тимошенко?

В штатном режиме Яценюк особенно Тимошенко не нужен. Но в нынешней ситуации, когда она находится в тюрьме, гуляющий на свободе (политической, а не юридической) Яценюк для нее просто опасен.

Как ни слаб ФП, но в ситуации, когда Тимошенко не может принять участия в избирательной кампании, он имеет все шансы получить больше голосов, чем "Батькивщина".

Результат – выход Яценюка на первое место в качестве лидера оппозиции, что чревато для Тимошенко потерями не только имиджевыми, но и организационными – "Батькивщина" в отсутствии "мамки" может просто начать работать на нового лидера оппозиции…

Договорившись же с Яценюком о совместном лидерстве, можно связать его конкретными обязательствами. Вероятность "кидка", конечно, сохраняется, но гораздо меньшая – разрывать такой "контракт" невыгодно уже Яценюку.

С другой стороны, обозначив позицию на стороне Тимошенко, отказываться от сотрудничества для него как-то уже неприлично.

Опять же повторяю: ничего личного, просто политика. Искусство возможного…

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

"Генератор накрився! Я спокійна, як удав". Блекаути і справжній закон Мерфі, який ми відкрили в собі

Протидія дронам і комплексу національної меншовартості

Час перевірити свій софт

Пам'ятаємо Голодомор – геноцид українців триває

Голодомор як частина геноциду: чому про нього варто говорити не так, як ми звикли

Час Трампа чи стрибок історії?