Ноїв ковчег Юлії Тимошенко
Вполне очевидно, что любой украинец, недовольный нынешней властью, ее действиями и результатами – находится в поиске той политической силы или лидера, которые способны эту власть сменить, изменить способ действий и дать другие, общественно полезные результаты.
Автор – не исключение. Однако поиск пока оптимизма не внушает. И, вероятно, в октябре нынешнего года, автор в очередной раз войдет в миллионную армию тех, кто голосует против всех.
Очередным разочарованием стало внимательное прочтение последнего интервью Юлии Тимошенко "Зеркалу недели".
С образностью клеймения врагов с Банковой, Межигорья и Енакиево – там все в порядке. Зажигает. Но вот с логикой и аргументами – увы.
Казалось бы, ну и что в этом такого? Почему это так важно? Да потому, что в форме обращения к аудитории, в ее выстроенности, продуманности – содержится уважительное или пренебрежительное отношение к слушающим\читающим.
Если текст небрежен, изобилует противоречиями, шаманскими "заклинаниями", то это говорит и об уровне мышления оратора, и о его отношении к тем, кто на основе этого обращения будет принимать свое собственное решение. А ведь оно напрямую будет влиять на будущее нашей страны. На то, кто от нашего имени, по нашему поручению будет это будущее строить.
Потому так важно приучать наших "рулевых" к мысли: хотите, чтобы мы вам доверяли, – будьте любезны, думайте, перед тем как говорить и обещать.
Итак, после ритуальных танцев с копьем вокруг фигуры "зверя" с головой Януковича, Юлия Владимировна задает столь же ритуальный вопрос. И тут же дает ответ.
"Как остановить очевидное зло? Только интеллектуально, выработав стратегию и четко реализовав ее. И такая стратегия лишь одна — полное объединение оппозиционных сил в единые партийные и мажоритарные списки вокруг четкой концепции настоящих изменений в Украине".
Ну как с этим утверждением не согласиться? Все верно.
Создаем четкую концепцию изменений в Украине и объединяемся вокруг нее. Одна из форм объединения, чтобы эти изменения провести в жизнь – создание общего списка, как партийного, так и мажоритарного. Но опять же, если создана четкая, ясная и приемлемая для всех участников процесса концепция.
Вопрос: и где же эта самая концепция?
Не ищите ее в многословном интервью Тимошенко. Ее там нет. Нет ее и в других местах, типа партийных сайтов или специальных форумов для ее обсуждения.
Так вокруг чего же объединяемся? Вокруг недовольства режимом Януковича? Нормально, пойдет.
Но тогда и сказать нужно честно: никакой концепции перемен у нас нет, но мы берем на себя обязательство свергнуть Виктора Федоровича, если ваши голоса обеспечат нам большинство в будущем парламенте. Собственно, это обязательство и готова взять на себя Тимошенко, заявляя, что первым делом оппозиционеров в ВР будет импичмент президенту.
И все?.. И – все. Остальное, надо понимать, рассосется само собой.
"Думаю, что за партию власти, вместе с коэффициентом фальсификации, отдадут голоса 15-20% граждан. Все остальное обязана получить оппозиция. Мы не можем потерять ни одного голоса. А это означает — единый список! Нельзя допустить, чтобы отдельные оппозиционные силы поразвлеклись самостоятельным участием в выборах и набрали по два-три процента голосов, распылив совместные усилия...
Но самая главная угроза – это самостоятельный поход "УДАРа" и "Свободы". Знаю, и Виталий, и Олег уверены, что преодолеют проходной барьер с большим запасом. Я тоже уверена, но немного разбираюсь в украинской политике и понимаю, что жесткие методы фальсификаций для того и применяются, чтобы не дать этим двум партиям пройти в Раду, даже если фактически они наберут необходимое количество голосов. Их сделают донорами для ПР".
В этом эмоциональном пассаже можно согласиться с одним: те партии, которые действительно на выборах "развлекаются" и имеют рейтинг в 2-3 процента, чтобы попасть во власть, должны объединяться с теми, кто туда попадает гарантированно.
Но при чем тут "УДАР" и "Свобода"? У них что, рейтинг в пределах статпогрешности?
Еще один вопрос возникает по поводу утверждения, что в случае не вхождения "УДАРА" и "Свободы" в общий список, их ждет участь доноров ПР. На чем базируется это утверждение? На уверенности Юлии Владимировны в тотальных фальсификациях. Будут они? Будут. Опыт выборов с органы местного самоуправления в 2010 году это демонстрируют с очевидностью.
Но, что, у списка объединенной оппозиции от них будет выписан иммунитет? И кем же? Вполне очевидно, что красть голоса будут у всех и при любой конфигурации движения оппозиции в парламент. И единый список от этого не панацея.
А что же является панацеей? Да все просто: усилия нужно объединять вокруг не только формирования электорального результата, но и вокруг защиты его от фальсификаций.
Главным инструментом для этого является создание эшелонированной обороны на всех уровнях подсчета голосов.
В интервью Тимошенко об этом ни гу-гу...
В отношении "Свободы" рассуждения ЮВТ вообще выглядят смехотворными. Ну, едва ли Олег Тягнибок рассчитывает провести своих депутатов в ВР благодаря голосам на юге или востоке страны. И список "свободовцев", и ее мажоритарщики могут пройти в парламент исключительно благодаря избирателям Западной Украины.
Смогут ли в этом регионе бело-голубые организовать тот беспредел с голосами, которые они сотворили на юге и востоке два года назад? Едва ли. Даже, если очень захотят, то не решатся. И результаты "Свободы" в 2010 об этом свидетельствуют.
Что, Тимошенко этого не понимает?..
Если бы Юлия Владимировна действительно была бы озадачена на предмет создания оппозиционного большинства в ВР, то ей стоило бы сосредоточить свои интеллектуальные усилия, во-первых – на пресловутой концепции перемен, которая объединила бы оппозиционные силы не только на этапе движения в здание под куполом, но и после вхождения туда. Во-вторых, создания общей системы защиты результатов голосования. В последней бютовцы и фронтовики должны были бы помогать свободовцам и ударникам там, где кандидаты последних имеют предпочтительные шансы и наоборот.
Что касается списков, то и те и другие нужно защищать общими усилиями, вне зависимости от того, чей список лидирует по числу собранных бюллетеней в той или иной области, городе, селе.
Тем более что отечественная практика выборов показывает, что любое объединение рейтинговых партий всегда приводило к результату, меньшему суммы рейтингов. И никогда – наоборот.
Посему, если госпожа Тимошенко действительно хочет, чтобы ее соратники по КОДу получили максимальное число голосов, то наличие собственных списков у "УДАРа" и "Свободы" нужно только приветствовать. Но при этом требовать объединения усилий при защите результатов народного волеизъявления. Создавать общую систему обороны.
И вот тут, если кто-то из сегодняшнего оппозиционного пула откажется участвовать в этом процессе, будет его саботировать, противодействовать – можно с уверенностью говорить, что тот или иной лидер и его политсила работают в интересах Банковой.
В заключение хотел бы остановиться еще на двух тезисах Юлии Владимировны.
"Пока мы не объединимся вокруг принятия такой Конституции, которая покончит с бесправием людей, с безнаказанностью представителей государства, никакие революции и победы на выборах ничего не дадут.
Считаю, что надо сделать так, чтобы каждый украинец в каждую минуту своей жизни (а не от выборов до выборов) имел в руках надежные, а главное, реально работающие инструменты и права, которые всегда будут обеспечивать ему статус хозяина своей жизни, а чиновникам всех уровней — статус исполнителей его воли, и только… Гражданское общество должно получить возможность крепко держать государственные органы власти и периодически перекрывать ей поступление кислорода".
Вероятно, этот пассаж Тимошенко, призван убедить читателя в том, что у нее есть фундаментальные представления о необходимых переменах в стране.
Еще бы – речь о Конституции!
На самом деле имеем дело с изъезженным тезисом о том, что написание новых законов равно наступлению реальных перемен в реальной жизни. Увы, ежедневная практика рядового украинца показывает, что новации на уровне законодательных инициатив его жизнь никак не улучшают.
И не потому, что законы плохи. Они часто даже очень хороши. Просто они не исполняются. Нет ответственности. И прописывается ее отсутствие не в теле закона, а в практике поведения силовых структур, админорганов и судов. Так что рассуждения о том, что мы в очередной раз что-то напишем-перепишем-примем – пустой звук, с точки зрения "маленького украинца", привыкшего свои проблемы решать "конвертом", а не знанием буквы закона.
Из серии подобного законотворческого популизма были и рассуждения Арсения Петровича на последней "Свободе слова" у Андрея Кулика. Яценюк заявил, что у объединенной оппозиции есть пакет законов, который будет тут же принят новым составом ВР. Если, конечно, у них будет большинство.
На самом деле в Украине давно назрела необходимость сместить акцент с обещаний более совершенных законов – на создание контролируемых обществом механизмов их исполнения. И жесткой, обязательной ответственностью тех, кто, будучи облечен властью, их саботирует. С обязательным лишением последних права когда-либо занимать должность, связанную с исполнением закона. Включая в перечень "освобожденных" президента и депутатов всех уровней.
"Ни один предатель или приспособленец не должен в этот раз пройти в парламент по спискам оппозиции. Мы вместе с гражданским обществом вычеркнем их из Красной книги отечественной политики. Наш объединенный "Ной" не возьмет их в ковчег, мы против их выживания…"
Это заявление Тимошенко представляет интерес, прежде всего для специалистов в знаковых, символических оговорках. Играя роль фундамента, в рассуждениях любого человека они реализует знаменитое евангелическое утверждение: все тайное становится явным.
Итак, в этом пассаже Тимошенко строит " Ноев ковчег". Для кого? Для страны? Нет.
Для участников "списков оппозиции". Для их выживания...
Грустно, не правда ли?
Валерий Песецкий, Украинский центр социальной аналитики, специально для УП