В очікуванні передвиборчого завтра
"Избирательная кампания должна быть реализована как широкий диалог политиков и избирателей" – такими словами напутствовал делегатов XIII съезда Партии регионов президент Янукович. "Диалог", или даже "диалоги" довольно удачная метафора для того процесса, что ожидает страну осенью.
Хор обещаний, заверений, поручений, требований и торжественных клятв, сопровождающийся прикормкой электоральной базы.
Традиционный интерес представляет язык, которым позволят себе общаться с избирателем и друг другом кандидаты.
А так как речь, в ее символическом смысле, это прежде всего отражение прежнего опыта политических акторов, уже сегодня, несмотря на густой туман неопределенности, можно определить наиболее характерные "выражения" из политтехнологического инструментария сторон.
Недавние выборы в Обухове поставили перед экспертным сообществом ряд вопросов – соответствовал ли процесс волеизъявления нормам законодательства, чем руководствовались избиратели, насколько удачными можно считать избранные кандидатами стратегии?
И, конечно же, какие новинки в области политических технологий были презентованы?
Проанализировав все происшедшее, а также заявления сторон, в которых власть объявляет о честности и прозрачности, а оппозиция упражняется в названиях для "новых технологий" власти, можно прийти к одному выводу. Ничего принципиально нового продемонстрировано не было.
Формирование ли избиркомов, вбросы, мобилизация электората – все это относится к приемам из базовой тактики Партии регионов, проверенной опытом 2006-2010 годов.
Партия власти получает приемлемый для себя результат не за счет работы с избирателями, ее козырь, в первую очередь, работа с правилами игры.
В этом смысле Регионы максимально близки к психологическому типу своего лидера, который в классификации известного американского политолога Лассуэлла относится к категории "Администратор".
Для таких политиков характерно недоверие к окружающим, жесткий прагматизм и ставка на ту часть политической жизни, которая начинается тогда, когда выключаются камеры и гаснут софиты.
Пока на телевизионных ристалищах ломают предвыборные копья, такие политики склонны отмалчиваться. Полемика – не их стихия. Зато они прекрасно знают, как менять условия победы в свою пользу.
Собственно, все прошлое противостояние лидеров Партии регионов и оппозиции укладывается в формулу борьбы Администратора с Агитатором (психологический типаж таких игроков как Тимошенко, Луценко, Тягнибок).
Там, где Агитатор прямо зависит от общественных симпатий, заигрывая с массой и угадывая ее желания, косноязычный Агитатор просто подавляет правилами. Бумага оборачивает камень.
Особая ирония ситуации в том, что среди широкого спектра политиков, позиционирующих себя в качестве оппозиционных, на текущий момент практически никто не собирается искать новых подходов в работе с избирателями.
В то время как старые форматы либо снизили эффективность, либо взяты на вооружение самой властью – как, например, в случае с проведением массовых митингов, громких акций "анти-протеста" или праздничных мероприятий, которые сегодня для ПР организует вчерашний бютовец.
Попытки эксплуатировать образ "пламенного трибуна", "борца с режимом", которые предпринимают представители оппозиции, едва ли можно считать хорошей затеей, учитывая привычность подобных клише.
Кандидаты от власти, в свою очередь, скорее всего ограничатся фирменными декларациями "социальных" программ и "уникальных" новаций в органах местной власти. Ожидать от тех, кто рассчитывает на "зеленый коридор" от власти каких-либо оригинальных шагов так же не стоит.
Подход к кампаниям в мажоритарных округах обещает осуществляться по схеме: "формальная агитация с размытыми лозунгами, намекающими на хозяйственность и профессионализм кандидата – реальная работа с избирателями, сводящаяся к непрямому подкупу, вроде раздачи продуктовых наборов".
Причем этим путем пойдет подавляющее большинство представителей местных элит, чья сегодняшняя прописка в тех или иных политических силах никак не сказывается на их собственных жизненных установках.
В более профессиональном исполнении кампания, выстроенная по такому образцу, имеет шансы на успех и общественное одобрение под видом "кампании малых дел".
Почетное место в предвыборных симулякрах кандидатов от власти займет легитимное запугивание соотечественников. Страх, один из сильнейших побудительных мотивов, издревле охотно эксплуатируется даже теми политиками, кто никогда не слышал ничего о Макиавелли.
На Востоке наверняка будут подниматься темы мнимых угроз. Для Запада используют страшилки о сокращениях финансирования местных бюджетов и "мести с властного олимпа", которая обязательно постигнет тех, кто посмеет голосовать против согласованного кандидата.
В борьбе с оппонентами это приобретет форму подрыва финансирования, создания проблем с карающими органами и деморализации активистов штабов.
Ключевой проблемой для кандидатов от оппозиции, которым суждено бороться за победу в мажоритарных округах является реактивность политической системы. На заявления представителей различных политических сил о пассивности украинского электората и сервильности телеканалов, не дающих пообщаться с народом, можно отреагировать двумя способами.
Посочувствовать. Или вспомнить слова безусловного авторитета в области связей с общественностью Бернейса: "… нет сомнений в том, что политическая апатия среднего избирателя, о которой нам так много доводится слышать, связана с тем фактом, что политики не умеют достучаться до общественного сознания.
Они не в состоянии подать себя и свою политическую платформу так, чтобы это действительно что-то значило для общественности".
Таким образом, способность продуцировать новые смыслы и оптимизировать подходы к привлечению сторонников для оппозиции выходит на почетное второе место в списке необходимых для победы шагов. На первом по-прежнему консолидация.
Если, конечно, победа имеет для них смысл.
Андрей Колесник, политолог, для УП