Захистити від того, хто почув
Наверное, многие обратили внимание на достаточно радикальную смену характера наружной рекламы Натальи Королевской. Сначала это вызвало некоторое недоумение. Однако последующее исключение Королевской из фракции БЮТ-Б, как представляется, на многое проливает свет...
Смена рекламы
Итак, о рекламе.
Осенью Королевская обещала "протесты самых сильных". "Олигархический Майдан", однако, пока не состоялся. Наверное, из-за нежного отношения Сергея Тигипко к простым владельцам оффшорных компаний – 90% из них были предусмотрительно избавлены от необходимости платить налоги в Украине.
Зимняя реклама Королевской, с трогательной надписью "в продаже с 3 февраля", не оставляла сомнений в партийно-политической принадлежности Натальи Юрьевны.
Во-первых, Королевская была украшена "партийным" белым шарфиком – несколько двусмысленным, как на производителя мороженного ТМ "Королевское" – где роль традиционных "бютовских" сердечек играли легкомысленные розочки.
Во-вторых, лозунг "защитить каждого" совершенно четко корреспондировался с предвыборным лозунгом Виктора Януковича "услышу каждого". В этом смысле выбор, в качестве официального носителя рекламы, журнала "Корреспондент" – был крайне удачным.
Журнал вышел, а Королевская сменила имидж. Вместо продвинутого оппозиционера, вызывающего на бой самого президента, она вдруг предстала чуть ли не его союзником.
Об этом напоминает стиль рекламы с характерной бело-голубой гаммой, а новый лозунг "Новая экономика – новая страна", слишком уж явно напоминает предвыборную рекламу Партии регионов на местных выборах 2010 года – "Строим новую страну вместе с президентом!"
Смена стратегии
Реклама просто так не меняется. Нет, бывают, конечно, ситуации в стиле Арсения Яценюка, который, один раз открыв зубами банку зеленки, с тех пор уверяет всех, что больше с технологами не сотрудничает. Но, как правило, реклама все же оформляется в соответствии с определяемым стратегией имиджем и целевой группой избирателей.
Можно, конечно, поострить на тему того, что ключевым лозунгом зимней кампании Натальи Королевской было "в продаже", относился он вовсе не к журналу и был благосклонно воспринят целевой группой на Банковой. Однако, на мой взгляд, все несколько сложнее.
Ранее Королевская и ее УСДП совершенно четко находились на одном электоральном поле с "Батькивщиной". Причем трения между двумя этими политическими силами начались еще примерно год назад. Слухи о том, что Королевская собирается идти на выборы самостоятельно, несколько поутихли после завуалированной выволочки со стороны Тимошенко и публичного раскаяния Королевской, заявившей о необходимости освобождения Тимошенко.
Но осенью стало уже совершенно очевидно – Наталья Юрьевна формирует собственный имидж и идет на выборы самостоятельно.
Понятно, что сторонников Тимошенко вариант появления еще одной силы, живущей за счет "посторанжевых" голосов – и, таким образом, сокращающей процент объединенной оппозиции – не устраивал. Зато их вполне устроил вариант, когда Королевская – кстати, уроженка Донбасса, если кто не помнит – стала явно позиционироваться в качестве продолжателя дела Януковича специально для избирателей, которые в нем разочарованы.
Сходно все – стиль, лозунги, программа. Только вместо разочаровавшего избирателей Януковича – новое лицо. А тут еще скандал с исключением Королевской из фракции, а УСДП – из блока, что можно подать как наличие "непреодолимых идейных расхождений" между двумя политическими силами.
В общем, совершенно реальный выбор для разочарованного избирателя ПР, который не может преодолеть отвращения к "ТойКотораяПрошлаЧерезМайдан". Даже если список "обновленной Королевской" в парламент не проходит, она отбирает голоса у ПР.
Отмечу, что представленная схема вполне укладывается в модель "дела Забзалюка".
Удачная находка?
Честно говоря, предложенная схема отнюдь не выглядит однозначно успешной в перспективе.
Столь жесткая привязка стиля и содержания рекламы к образцам ПР вовсе не способствует отстройке от нее Королевской. Скорее, она работает не в пользу продолжательницы дела Януковича "руками, которые ничего не крали" – а именно в пользу версии о "покупке" "проекта Королевской" Банковой.
Безусловно, повернуть эту схему можно по-разному.
Часть избирателей может проголосовать за УСДП как за альтернативу ПР, а часть – и даже как за сателлита ПР; расчет на ту часть избирателей "Сильной Украины", которая не поддерживает ее вхождение в Партию регионов. Но, с другой стороны, Королевская слишком долго светилась в качестве элемента "оранжевой" части политического спектра – а это однозначно оттолкнет от нее и тех и других.
Для избирателей же, разочарованных в ПР, все равно более внятным выбором остается Компартия. Тем более что Королевская, не иначе в силу "классовой ограниченности", "постеснялась" воспользоваться левым потенциалом названия своей партии.
Впрочем, в составе правого БЮТ, миллионерша могла и позабыть о своих социал-демократических корнях...
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, специально для УП