Хто винен – зрозуміло. А що-таки робити?..

Субота, 21 січня 2012, 11:06

Любому здравомыслящему цивилизованному человеку политическая ситуация в Украине покажется страшным сном. Причем, чем далее – тем страшнее. Стабильно неясным остается только одно: когда именно наш народ проснётся.

Глядя на всё происходящее, я не раз задавал себе простой вопрос: почему мы не можем, к примеру, законным образом досрочно прекратить полномочия президента? За 2 года пребывания в должности он уже так дискредитировал себя, что уровень его поддержки уже приблизился к отметке 10%, и продолжает падать?

Почему мы не можем досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, одна часть которой "купила" другую часть, кардинально исказив результат нашего волеизъявления?

Почему единственный день, когда от нас что-то зависит в этой стране – это день выборов, наступающий раз в 4-5 лет?

Ведь реально работающих механизмов контроля власти между выборами – у нас нет и быть не может.

Точнее, нам это активно внушили.

В любой сложной или тупиковой ситуации нужно всегда обращаться к первоисточникам. В данном случае к первоисточнику законодательства – Конституции. Её 5-я статья всё ещё продолжает говорить о том, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти... Никто не может узурпировать государственную власть".

Статья 69 фиксирует, что народное волеизъявление осуществляется не только через выборы, но и через референдум и иные формы непосредственной демократии.

13-я статья закона "Про референдумы" дает возможность назначать референдум по вопросам досрочного прекращения полномочий ВР и президента.

То есть, теоретически механизм законного отстранения президента от власти есть.

Проблема только в одном: статья 72 Конституции конкретизирует, что хотя "референдум объявляется по народной инициативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины... ", но реально назначается он Верховной Радой или президентом.

Другими словами, это означает следующее: не важно, что хочет народ – "быть или не быть референдуму" реально решит либо Янукович, либо взмах руки Чечетова.

Что-то здесь не так.

Ведь если именно народ желает проявить свою волю – то он должен иметь возможность сделать это с каким-то определённым результатом. К тому же, не так проста и процедура сбора наших с вами подписей: необходимо создание инициативных групп, их регистрация Центральной комиссией по всеукраинскому референдуму по представлению председателей районных, городских Советов народных депутатов и так далее. И ещё: сейчас референдум по одному и тому же вопросу можно проводить раз в 5 лет.

А теперь – к чему это я всё веду.

Мне кажется, что единственное и самое важное, ради чего сегодня стоит собраться и выйти на майдан – это получение народом Украины простого и эффективного работающего механизма контроля над действиями власти.

Пусть он будет выражен в возможности досрочного отзыва представителей этой власти в случае полной потери доверия к ней народа. Если, предположим, этим механизмом будет являться референдум, то необходимо сделать его максимально простым и реально работающим – чтобы власть постоянно помнила, что мы можем её отозвать или "уволить".

Разумным было бы собраться всем нам, простым людям, и потребовать от власти законодательно закрепить – тем самым проявив власть непосредственно – такие, например, положения:

1. В 3-м разделе Конституции, касающегося проведения референдума, конкретно прописать, что референдум также проводится по вопросам вынесения недоверия президенту и/или ВРУ.

По результатам референдума, в случае вынесения недоверия это автоматически означает прекращение полномочий президента и/или ВР и назначение досрочных президентских и/или парламентских выборов.

2. Максимально упростить процедуру сбора подписей граждан для назначения референдума. Собирать подписи должны иметь возможность любые политические партии, общественные организации или движения на стандартных подписных листах.

Их форма должна быть утверждена законом, а таблица для сбора сведений в этой форме иметь, например, всего 6 граф: ФИО, год рождения, адрес прописки, подпись, любой контактный телефон, дата. Это хорошо зарекомендовавшая себя форма, позволяющая впоследствии быстро проверить подпись и уточнить любой вопрос.

3. После сбора необходимого количества подписей, они должны подаваться для проверки в ЦИК, которая не позднее, чем через месяц, должна дать заключение об их верности и количестве, в случае вопросов – дособирать подписи.

С этого момента автоматически должен запускаться механизм проведения референдума, который должен состояться, например, не позднее, чем через 2 месяца.

То есть: для проведения референдума мы не должны получать разрешения ни у президента ни у парламента.

И это очень важный момент: сбор необходимого количества подписей – это и есть назначение референдума.

 

В законе про референдум необходимо прописать все вопросы автоматического финансирования из бюджета и другие технические вопросы, которые максимально не должны зависеть ни от одобрения, ни от подписей представителей органов действующей власти. Увы, практика показывает, что наши чиновники могут "тупо" и безнаказанно не выполнить свою функцию, чем застопорить весь процесс.

А чтобы наша жизнь не превратилась в "сплошные" выборы, необходимо предусмотреть, чтобы референдум по вопросу вынесения недоверия должен проходить не ранее, чем через 1-2 года после избрания президента/парламента или проведения предыдущего референдума по аналогичному вопросу.

Таким образом, народ будет иметь возможность в случае неадекватной работы избранной власти – их уволить.

Лучше жить, постоянно выбирая и меняя власть, тратя на это бюджетные деньги, – чем беспомощно наблюдать, как суммы, в десятки и сотни раз больше, просто разворовываются из бюджета, выводятся из страны в оффшоры.

Таким образом, мы, меняя власть от "большего зла" к "меньшему злу", ускоренными темпами сможем изменить ситуацию в нашей стране к лучшему.

Другого, как многим хотелось бы – "скачкообразного" сценария изменения нашей страны – мы, как мне кажется, не имеем. Если эта, или подобная, более расширенная идея нашла бы однозначную поддержку в нашем народе, то возможен был бы именно такой сценарий.

Не ожидая никаких выборов, самая политически активная часть народа должна собраться под стенами Верховной Рады на исключительно мирную акцию – акт "непосредственного осуществления власти народом".

Представители данной акции должны потребовать у парламентской оппозиции:

– грамотного оформления вышеописанных изменений и дополнений в Конституцию и в закон "Про референдумы", в виде конкретных законопроектов;

– внесения их на рассмотрение парламентом для последующего "пакетного" голосования за них конституционным большинством.

Как в 2004 году.

Отказ от прямого требования народа в виде не голосования или отрицательного голосования, либо неподписание президентом принятых парламентом изменений – должен рассматриваться собравшимся народом как явное проявление узурпации власти парламентом или президентом.

Действительно, какими причинами в этом случае народные депутаты смогут объяснить свой отказ от голосования? Ведь это совершенно законный, конституционный способ, данный народу чтобы проявить свою власть!

Единственный аргумент, который они смогут предъявить – дескать, это воля нескольких десятков или сотен тысяч людей, а не всего украинского народа. Но и в этом случае есть выход – провести в соответствии с действующим законодательством референдум по вопросу внесения подобных изменений в законодательство Украины.

Я думаю, подавляющее большинство народа Украины с удовольствием поддержит такой референдум. Необходимо только после сбора подписей "помочь" Верховной Раде под её стенами назначить проведение данного референдума.

После проведения такого референдума, аргументов не принимать предложенные народом изменения в Конституцию у народных депутатов – не останется.

В любом случае, при отказе нардепов голосовать за предложенные народом изменения в Конституцию, предлагаю не расходиться с майдана до того момента, пока данный конфликт не будет разрешен и компромисс не будет найден.

Я ни в коем случае не призываю к каким-либо незаконным силовым действиям. Это всё равно не имеет никакого смысла, только даст дополнительный козырь в руки власти. Сам факт пребывания на майдане десятков или сотен тысяч людей с несколькими чётко сформулированными политическими требованиями к власти – мгновенно привлекает к себе внимание отечественных и зарубежных СМИ, оказывает психологическое влияние на саму власть.

Принятие данных изменений в наше законодательство даст возможность не только законным путём в течение нескольких месяцев отстранить Януковича и его ближайшее окружение от власти – но и в дальнейшем быстро и эффективно отправлять в отставку любых неадекватно проявляющих себя, позорящих свою страну президента или ВР.

С другой стороны, и президент, и народные депутаты, зная о такой возможности, будут вынуждены вести себя более сдержано и контролировано.

Владимир Коваль, Харьков, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Час перевірити свій софт

Пам'ятаємо Голодомор – геноцид українців триває

Голодомор як частина геноциду: чому про нього варто говорити не так, як ми звикли

Час Трампа чи стрибок історії?

Навіщо нам кодекс корпоративного управління

"Кагарлицька справа". Історія розкриття