Про принцип "трьох К" в українському політикумі

Середа, 14 грудня 2011, 11:38

"Kinder, Küche, Kirche" – "Киндер, Кюхен, Кирхе"/"Дети, Кухня, Церковь", или "три K" – это выражение, приписываемое кайзеру Вильгельму II, когда-то отражало представления немецкого общества о социальной роли женщины.

В Западной Германии этот принцип оставался актуальным до семидесятых годов ХХ столетия.

И только в 1977 году 1356-я статья Гражданского кодекса, которая определяла работу по дому как основную обязанность женщин – была законодательно отменена, и женщины получили право искать работу вне семьи.

Сегодня объединенная Германия, судя по всему, о "3К" основательно подзабыла. Немецкие женщины, как, впрочем, и большинство европеек, сами вольны выбирать, чему они хотели бы посвятить свою жизнь – только семье или же искусству, бизнесу, спорту, политике и так далее.

И пользуются этим правом они весьма широко. Ярчайшая иллюстрация: вот уже 6 лет высший государственный пост Германии – пост федерального канцлера – занимает Ангела Доротея Меркель, в 2011 году признанная, кстати, самой влиятельной женщиной мира.

Присутствие, и, более того, активное участие женщин в большой политике вообще стало приметой конца ХХ и начала ХХІ века. Причем не только в странах "развитой демократии", но и в тех государствах, население которых относят к приверженцам "патриархальных" форм организации общественной жизни.

Индия – Индира Ганди, премьер-министр Индии в 1966-77 и в 1980-1984 годах. Юго-Восточная Азия – Корасон Акино, президент Филиппин с 1986 по 1992 годы. Ближний Восток – Голда Меир, премьер-министр Израиля,1969-1974. Африка – президент Либерии Эллен Джонсон-Сирлиф. И так далее. Да и постсоветские страны тоже – вспомним хотя бы президента Литвы Далю Грибаускайте.

И это только первые лица. А сколько женщин-министров, включая и руководителей такой, казалось бы, мужской отрасли, как оборона!

О членах национальных парламентов и говорить не приходится. В некоторых государствах женщины составляют чуть ли не половину численного состава высших законодательных собраний. Например, в парламенте Швеции женщин 40%, в Норвегии – 38%, в Дании – 36%!

Что же у нас?

Если вспомнить совсем недавнее прошлое – мы, конечно, вроде бы вправе претендовать на собственное место в семье цивилизованных народов. Еще бы – женщина-премьер, женщины-министры и главы других органов государственной власти...

Но это было вчера.

Сегодняшняя ситуация, так сказать, слишком хорошо известна. Не будем вспоминать юридическую неоднозначность судебных решений по делу женщины-лидера самой крупной оппозиционной политической силы.

Но ведь и своих верных адепток нынешняя отечественная политическая "элита" не очень жалует! Многим памятно высказывание главного кандидата на высший государственный пост на последних выборах о том, что если политик – женщина, то она "должна идти на кухню и показывать там свои прихоти".

Чем не украинский вариант старонемецких "3К"? Только, конечно, с отечественной спецификой. Ведь у нас женщины одной только "кюхен" в жизни не ограничиваются: работают они не хуже мужчин, только почти всегда под "мудрым руководством" мужчин.

Нынешние политические лидеры, заняв место у государственного руля, последовательно проводят украинский вариант принципа "трех К" в жизнь.

На высших постах органов исполнительной власти женщин у нас теперь нет.

Среди народных депутатов – почти нет. Трудно считать жалкие 7,5% полноценным представительством женской части населения страны, которая составляет 54% против 46% мужчин.

Если учесть, что страну, в состав парламента которой входит менее 10% женщин, в международном сообществе относят к третьему миру, вполне очевидно, что и по этому критерию мы в семью развитых стран ну никак не протискиваемся.

Но дело даже не в статистике.

Вопрос в том, что женщина и в политике остается женщиной. Ведь женская природа проявляется в любой сфере деятельности, и политика – не исключение.

Мужские обвинения, что, мол, при принятии решений женщина чаще всего руководствуется эмоциями, что логику ее постичь невозможно, что она много говорить, но мало делают, на самом деле не выдерживают никакой критики.

Подтверждением этому – сама жизнь.

Женщины по-хорошему прагматичны. Разве не они во множестве случаев в начале 90-х годов уже прошлого века, когда привычный ход жизни в нашей стране обрушился, и "мужики-кормильцы", потеряв работу, начали потихоньку спиваться – спасали свои семьи от нищеты и от голода? Не меряясь званиями и должностями, они хватались за любое дело, и таки вытягивали дом и "ставили на ноги" детей. И здесь их прагматизм иногда граничил с жертвенностью...

Женщины в большинстве своем значительно добрее мужчин. Называйте это как хотите: материнским инстинктом, чувствительностью, сентиментальностью, однако невозможно представить, чтобы режим государственной экономии они строили на урезании и так небольших пенсий стариков и инвалидов. Тем более – пособий и помощи молодым матерям. Если придется выбирать, на что пустить бюджетные деньги – на нужды силовых структур, на футбольный чемпионат или на сферы просвещения, здравоохранения и детского отдыха – совершенно очевидно, что они выберут.

Женщины в нашей стране образованнее мужчин: известно, что среди людей с высшим образованием они у нас составляют 53%. А это означает, что принимая решения, они руководствуются не только собственными предпочтениями, но и знаниями.

Но суть, собственно, не в этом. Точнее, не совсем в этом.

Женщины никогда не забывают о здравом смысле. Чего нашим облеченным властью мужам зачастую очень не хватает.

Женщины, к тому же, аккуратнее. Этого даже доказывать не надо – сравните их рабочие места с рабочими местами коллег-мужчин. Страшно представить, во что превратились бы наши квартиры и дома, если бы в них хозяйничали лишь представители сильного пола!

Впрочем, достаточно посмотреть на нашу страну, которую мы называем нашим общим домом, и где всем заправляют мужчины – и уже не надо ничего представлять...

Женщины, конечно же, добросовестнее. Разве можно помыслить, чтобы во время сессии, когда Рада принимает важнейшие для граждан страны законы, женщина-депутат вожделенно изучала пышные формы обнаженных красоток на последней полосе популярной газеты или разглядывала фотографии машин на планшетнике? Кстати, если вспомнить о закупке для наших нардепов новых супермощных ноутбуков с великолепными мультимедийными возможностями, становится просто страшно: кто же в нашем почти сплошь "мужском" парламенте будет теперь заниматься законотворчеством?

Женщины облагораживают мужские коллективы. Мужчины, работающие с женщинами, непроизвольно стараются если не поступать, то хотя бы говорить разумно; лучше выглядеть; скрывать не самые красивые помыслы и сдерживаться в гневе. В такой компании вряд ли кто-то устроит отвратительную свалку возле трибуны или начнет плевать в конкурента, попадая при этом еще и на лацкан собственного, украшенного депутатским значком пиджака.

Список положительных женских качеств можно продолжать, и по каждому из них приводить поучительные примеры.

Однако я предвижу и возражения. Прежде всего, они связаны с тем, что далеко не все наши соотечественницы, которые вошли в 7,5 депутатских процентов, обладают вышеперечисленными достоинствами. Нам хорошо знакомы лица тех, кто блистает на отечественных телевизионных ристалищах. И далеко не у всех они вызывают добрые чувства.

Однако этот факт лишь подтверждает правило: сегодня, чтобы работать в Верховной Раде, большинству женщин о своем женском начале нужно забыть, и существовать в ней по царящим там "понятиям".

С другой стороны, есть у этой проблемы еще один аспект, о котором пока упоминается мало.

Дело в том, что в ситуации отсутствия или дефицита женщин некоторые представители замкнутых мужских микросоциумов начинают брать на себя женские роли или даже приобретать некоторые, не совсем характерные для представителей своего пола, черты.

То же самое происходит и в украинском политикуме.

Мы еще не отошли от последствий пребывания при власти одного чрезвычайно популярного еще несколько лет назад политика, который на своем посту неожиданно стал играть роль собственной супруги. Открывал всевозможные выставки, с упоением погружался в сомнительные исторические изыскания, освящал своим именем благотворительные проекты, собирал коллекцию трипольских древностей и тому подобное. То есть, увлеченно предавался делам, которыми по неписаным правилам должна заниматься вторая половинка деятеля такого уровня.

И все бы ничего – да только свои прямые обязанности он исполнял с большой неохотой.

Можно привести и более разительные примеры: вспомним только, как начали свинчивать свои депутатские значки и искать дорогу к отступлению некоторые наши народные избранники во время знаменитого учебно-показательного "штурма" ВР ветеранами-"афганцами". В этом же ряду – и нынешняя страсть отечественных власть предержащих к многочисленным телохранителям.

Но стоп! Больше подтверждений своим словам приводить не буду, поскольку сами собой начали всплывать в памяти совсем уж неприглядные рассказы о явных страхах и тайных пристрастиях...

Смысл вышесказанного и так ясен: в следующий состав парламента мы должны провести как можно больше женщин.

Между прочим, это входит и в международные обязательства, которые брало на себя наше государство: в подписанной Украиной программе ООН "Цели тысячелетия" записано, что к 2015 году в нашей стране должно быть обеспечено тридцатипроцентное представительство женщин на ключевых постах центральной власти.

При этом мы должны понимать, что никаких "квот для женщин" не будет. Во-первых, вносить подобные изменения в законодательство никто не собирается. А, во-вторых, против этого возражает ряд женских организаций – феминистки считают, что подобные нормы унижают женщин, поскольку выходят из их, якобы, слабостей.

Поэтому на выборах многое будет зависеть от нас самих.

Итак, сравнивая двух кандидатов, нужно выбирать достойнейшего, невзирая на пол и возраст. Не ошибусь, если скажу, что таких достойнейших среди женщин значительно больше, чем представляют себе мужчины, которые спят и видят себя народными депутатами.

Женщины, сумевшие реализоваться вне сферы политики, наверняка, будут лучшими представителями народа, чем "жирные коты" и демагоги. И уж, во всяком случае, они значительно четче представляют себе, в чем именно нуждаются обычные граждане этой страны.

И если мы будем любить женщин не только на кухне и не только 8 марта – возможно и наши политикам придется поприкусывать языки.

И мы, по примеру жителей других стран, забудем наконец о позорном принципе "трех К"!

Борис Новожилов, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану

Дорогою ціною