Євро-2012: свято для чиновника чи шанс для країни?
На минувшей неделе появились две знаковые новости, связанные с проведение Евро 2012 и теми ожиданиями, которые чемпионат принес вместе с собой. Первая – о завышенной стоимости сантехники, закупленной для НСК "Олимпийский". Вторая – о большом количестве негативных публикаций об Украине в иностранных СМИ в 2011 году, значительно превышающем число позитивных и нейтральных.
Ладно уж, с этими 120 миллионами гривен, потраченными якобы на унитазы и умывальники. До этого ведь были лавочки в Харькове по цене итальянского дивана, и другие "жареные" новости, к которым все как-то привыкли – деньги ж государственные. Они не свои, и тратят их так, как это делали во все времена и при всех властях – с выгодой для чиновника, ставящего подпись под документом.
Беспокоит другое.
Украина пока не смогла доказать, что она, как страна-соорганизатор Евро 2012, достойна внимания иностранных компаний, туристов, футбольных болельщиков, масс-медиа и других, кому было бы интересно открыть для себя новую страну и культуру практически в центре Европы.
Чем больше всего запомнилась тема Евро 2012 в привязке к Украине?
Сначала западные СМИ были в недоумении. Затем, когда практически ничего из обещанного даже не думало начинать воплощаться в жизнь, возник сюжет "строит Украина стадион, аэропорты – не строит, успеет – не успеет подготовить инфраструктуру к чемпионату".
Следом за ним начала раскручиваться новая интрига – кто сможет заменить Украину в качестве соорганизатора турнира. Особенно эту тему муссировали немецкие СМИ, которые были совсем не против принимать Евро у себя на родине.
Между первой и второй информационной волнами, член совета директоров Футбольной ассоциации Кипра Спирос Марангос, обвинив Украину и Польшу в подкупе высокопоставленных чиновников УЕФА, дал еще один информационный повод европейским СМИ. Ситуацию спасло то, что у киприота не было никаких доказательств, и скандал, не успев разгореться, затих.
И лишь сейчас информационный фон начал меняться, а количество негатива – снижаться.
Мишель Платини похвалил Украину и сказал, что, несмотря на все шероховатости, степень готовности Украины позволит ей провести чемпионат. Шакира и Анастейша на открытии стадионов в Киеве и Львове тоже обеспечили пять минут внимания в эфире ведущих зарубежных каналов.
Но эти успехи, к сожалению, не позволяют пока решить еще одну важную задачу – привлечь к организации турнира инвесторов и спонсоров.
Во всем мире проведение спортивных событий такого масштаба – повод не только заявить о себе, но и заработать. Спонсоры активно идут в места скопления футбольных фанатов, вкладывая не только в рекламу, но и в гостиницы, рестораны, туризм и так далее. Как следствие, такого калибра форумы в большинстве стран проводятся преимущественно за деньги частных инвесторов.
Таким же путем хотели идти и в Украине.
По плану, финансовое участие государства не должно было превысить 18-20%. Остальные 80% должны были взять на себя инвесторы. Однако, по мере приближения турнира, пропорции менялись.
И сегодня мы имеем прямо противоположную картину: доля частных инвестиций составляет около 15%, а 85% - более 100 миллиардов гривен – деньги из государственной казны.
Нельзя сказать, что работа в этом направлении не ведется. Квоту в 4 национальных спонсора мы практически заполнили, осталась лишь одна вакансия. "Эпицентр", "Укртелеком" и "Укрсоцбанк" уже купили спонсорский пакет. Каждая из этих компаний заплатила по 5 миллионов евро, чтобы получить возможность ассоциироваться с Евро-2012. Для сравнения: Польша пока привлекла лишь двух национальных спонсоров.
Были также попытки продать названия стадионов. Но повторить успех ЮАР, где Coca-Cola за право назвать своим именем спортивную арену заплатила 58 миллионов долларов, не удалось.
Между тем, Польша провела конкурс за право дать имя стадиону в Гданське, в котором победила местная PGE Polska Grupa Energetyczna S.A. с предложением в 12,5 миллионов долларов. В результате с 1 января 2010 года и до 31 декабря 2014 года стадион будет называться "PGE Арена Гданьск". Кстати, мэр Гданська признался, что организаторы конкурса рассчитывали на 1,5-2 миллиона, но заявка PGE превзошла все прогнозы.
В Украине таких конкурсов не было. По крайней мере, публично об этом никто не говорил. Еще в прошлом году была информация, что пивной бренд присматривается к львовскому стадиону, но в какие-то конкретные договоренности это не вылилось. По остальным стадионам даже и слухов не было.
Все это свидетельствует о том, что приоритет отдается бюджетным деньгам, в то время как с частными инвесторами желания возиться все меньше и меньше.
И последнее: хочется верить, что такие события, как Евро 2012, не станут полигоном по обкатке новых теневых схем распределения бюджетных средств. Что все будет прозрачно, понятно и под общественным контролем. Что это будет вызов, который поможет стать лучше стране и привлечет внимание к ней во всем мире.
В противном случае, сама идея проведения больших спортивных форумов в Украине может быть дискредитирована.
И тогда об Олимпийских играх, чемпионатах мира и прочих соревнованиях останется только мечтать.
Валентин Войтков, эксперт по коммуникациям, специально для УП