Арсеній Яценюк і закон про вибори
Сейчас Арсений Петрович развернул активную деятельность, призванную убедить общественность, что принятие закона о выборах не плод компромисса власти и оппозиции, а победа последней. Дескать, под влиянием распропагандированного Запада власть сдалась – и удовлетворила все требования оппозиции.
Мне, однако, кажется, что это не совсем так, хотя позитивный сигнал ЕС уже последовал. То, что сам Яценюк достиг своих целей – вовсе не значит, что их достигла вся оппозиция, или, что их не смогла достичь власть. Впрочем, это отдельная тема.
А вот какие цели преследовал Арсений Петрович?
Во-первых, как представляется, целью было уменьшить конкуренцию в оппозиционном лагере. Нельзя сказать, чтобы у "Фронта перемен" были какие-то существенные проблемы с конкуренцией – он-то легко преодолевает 5% барьер, – но все же интересно, чтобы в ВР прошло как можно меньше других оппозиционеров.
Вот, например, по старой системе УДАР в парламент гарантированно проходил и имел бы там под два десятка депутатов. А так – с высокой вероятностью не проходит, и депутатов будет иметь вряд ли больше трех.
Определенные сложности будут и у "Свободы", которая, правда, в любом случае проведет больше депутатов, чем УДАР. Но создать им проблемы для Яценюка даже более важно – он ведь метит в наиболее радикально-непримиримые оппозиционеры. Больший же радикализм свободовцев – очевиден.
Кстати, "Свобода" уже выразила обиду и даже сомнение в целесообразности дальнейшего пребывания в Комитете сопротивления диктатуре... Может, одной из целей как раз и было – не договариваться со "Свободой" о распределении одномандатных округов? Ведь местные выборы показали сравнительно высокую эффективность националистов в проведении мажоритарных кампаний.
Во-вторых, для ФП актуальна проблема политической самостоятельности. В случае участия в выборах блоков перед Яценюком встала бы проблема необходимости "не словом, а делом" доказать свою приверженность единству оппозиционных сил. Скорее всего – путем вступления в БЮТ. А кто, как не Яценюк рвется в главные борцы за свободу Тимошенко?
Можно было, конечно, попытаться сформировать блок на основе ФП: желающих присоединиться было бы много. Но если вспомнить, как старательно Арсений Петрович выстраивал структуру, в которой только он обладал бы достаточным политическим весом и харизмой, и до последнего не принимал "колобков", то становится понятно – не все так просто.
В то же время, весьма вероятный выход ФП на второе место среди оппозиционеров приближает его к статусу "второй партии" в двухпартийной системе. Да и Александр Ефремов недавно в очередной раз признался в симпатиях именно к двухпартийке.
Удивительно ли, что по словам того же Ефремова, несмотря на формальную готовность ПР допустить блоки к выборам, ее так никто и не попросил об этой уступке...
В-третьих, Яценюк, как любой другой оппозиционный политик, действительно заинтересован в том, чтобы сократить фальсификации на выборах – и просто за счет этого получить больше голосов.
Но просто сократить эти фальсификации – мало. Надо еще лишить более радикальных оппозиционеров возможности спекулировать на несправедливости нового избирательного законодательства и полностью убрать предпосылки к попыткам решить вопрос силой, как это было в 2004 году.
Маловероятно, конечно, что сам Яценюк – такой уж сторонник демократии, что отказался бы занять президентское кресло в результате очередной революции.
Однако, страна самоочевидно к революции не готова.
Поднять скандал вокруг выборов – в этом есть смысл и своя логика. Но у Яценюка пока другие цели. Ему как раз выгодно показать свой результат на выборах, признанных в качестве демократичных. К тому же, в ходе революции сейчас на первые позиции наверняка выйдут бютовцы и свободовцы, а вовсе не Яценюк...
В-четвертых, я все думал – как Арсений Петрович увернется от собственного же обязательства не участвовать в выборах? Да запросто! Признаем закон верхом совершенства – повторюсь: не результатом компромисса, а именно однозначной победой! – и задача решена. Можно порадовать своих сторонников участием в выборах...
Единственной незадачей является принятие смешенной системы и необходимость выдвижения кандидатов в одномандатных округах. Сложность заключается в том, что у ФП мало "проходных" кандидатов. Собственно – практически нет. Сколько-нибудь влиятельные партийцы будут бороться за место в списке – благо, он точно проходной.
Впрочем, тут можно совершенно безболезненно поделиться округами с той же "Батькивщиной", которая столкнется с аналогичными проблемами. А можно и просто помочь с выдвижением симпатичных и, главное, денежных кандидатов, не желающих по какой-то причине сотрудничать с ПР.
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, специально для УП