Дружба авансом

Вівторок, 01 листопада 2011, 09:45

Переговоры с Россией по газу завершатся триумфом Виктора Януковича. За последние несколько недель Киев сделал все возможное, чтобы усыпить бдительность Москвы. Подписаны залежалые договора о свободной торговле, направо и налево раздаются сообщения о присоединении к Таможенному союзу, практически не слышно критиков экономической интеграции с Востоком. Уверен, Газпром пойдет на уступки, если раньше времени не ударят холода.

"А что Москва потребует взамен, что они у нас заберут?" - спрашивают тревожно мои украинские друзья. Ничего не заберут, брать здесь нечего.

Фабрики-заводы? Их уже разобрали, все понимают, что железо само по себе никому не нужно, что в него необходимо вкладывать деньги, которых у российских олигархов нет. Конечно, россияне проявляют интерес к нескольким предприятиям, но интерес этот частный, да и на общую картину это не повлияет.

Газотранспортная система? По большому счету никому эта ржавая труба не нужна. Все носятся в Украине с трубой как с писаной торбой. Труба сама по себе не представляет ценности.

Вон Лукашенко уже продал 50% своей трубы России, и это никак негативно не отразилось на его положении. Сейчас втридорога втюхает Газпрому вторую половину, и еще поживет немного. Стоимость газового транзита от того, кто владеет трубой, не зависит, эти решения принимаются на государственном уровне. При этом, когда Лукашенко надо где-то взять деньги, он как белорусские, так и предприятия с российскими собственниками начинает успешно доить.

МТС в Беларуси таким образом попал на полмиллиарда. Купили 50% местного оператора, а за вторую половину Лукашенко предлагает заплатить в 3 раза дороже. Владельцы МТС в шоке, денег в белорусское предприятие не вкладывают, обратно вложенное забрать не могут. Переплачивать за акции не хотят, продать уже купленные некому. Попали так попали.

Русским труба нужна для формального закрепления на украинском газовом рынке. Украинцы трубу на отдают, потому что привыкли подсасывать из нее мимо государственного бюджета. Ее давно надо было продать какому-то серьезному партнеру, чтобы сделать операции с газом прозрачными. Форма собственности на стоимость газового транзита не влияет, этот вопрос решается на государственном уровне. Но в этом не была заинтересована ни одна украинская власть, а народ пугали жадным Газпромом и имперскими амбициями России.

Ну что еще есть ценного на Украине для русских? Севастополь, сердце русского флота! Но в самой России не утихают бурные споры по поводу того, что Харьковские соглашения невыгодны для нас, что Москва переплачивает втридорога за старый флот.

Москва не хочет, чтобы Украина вступила в НАТО. Но хочет ли этого украинская власть? Вернее, сможет ли украинская власть подготовить свою армию для вступления в новый военный союз? Это маленькой Грузии можно подарить несколько вертолетов, 3 реактивных самолета и подготовить 4 батальона, чтобы военную реформу считать успешной. В Украине все намного сложнее.

Так чего же хочет российская власть, которая идет на уступки? На что они претендуют?

Москве ничего на Украине не надо. Россия идет на уступки, чтобы забрать главное - украинское государство. Позиция России понятна, цели ясны, методы - тоже. И обстоятельства складываются в пользу удачного торга с Киевом.

Чего же хочет Украина, вернее - украинская элита?

Все украинские политики - европейцы. Здесь любят порассуждать о европейской судьбе украинцев, неизбежности европейского пути и цивилизационной ориентации на Запад. Однако все это лишь разговоры. Особенно удивительно было слышать, что даже приговор Тимошенко - свидетельство европейской ориентации Украины.

Бывший президент Ющенко сейчас солирует на всех центральных украинских каналах. Подозреваю, что его специально выпускают на арену, чтобы он продемонстрировал западным экспертам европейскость Украины.

Мне реально понравилось его выступление в программе Савика Шустера пару недель. Ющенко рисовал схемы, доказывая опасность для страны тех газовых соглашений, которые подписала в свое время Юлия Тимошенко. Это был лучший расклад по газу, который я слышал в Украине за последние пару лет.

Ющенко убедительно доказал, что страна - потенциальный банкрот и доходчиво, как настоящий бухгалтер, демонстрировал, что будет с Украиной в зависимости от той или иной цены на газ. Только выводы он сделал такие, которые европейский политик себе бы не позволил. Он фактически оправдал арест Тимошенко национальными интересами и сравнил ее 7 лет с 3-мя годами тюрьмы, которые получает воришка мобильных телефонов.

Его ненависть к политическому оппоненту такова, что ему и в голову не приходит, что 3 года за мобильник - много, а 7 лет за международный газовый договор - недопустимо. А на сколько лет следует запрятать в тюрьму самого Ющенко за украденные у украинцев надежды, за воровство денег президентским окружением, за то, что благодаря его политике люди разуверились в демократии и свободу уравняли с бардаком?

Сколько лет тюрьмы заслужил Ющенко тем, что из-за его участия в президентских выборах проиграла Тимошенко и победил Янукович, и вообще как может европейский политик оправдывать тюремные сроки политическими соображениями?

Последние 20 лет ориентация на Европу имела для Украины единственное значение - сохранение государственной независимости, что давало возможность элитам поделить национальное богатство. Сейчас вопрос независимости не ставится под сомнение, но возникает проблема сохранения и приумножения накопленных богатств.

Перед Виктором Януковичем стоит два важнейших вопроса: власть и деньги. Вопрос власти он пытается решить изоляцией Тимошенко от мира и построением своей вертикали власти. Но где же деньги? Деньги - на Востоке и на Западе.

Но деньги Запада придут не завтра и не так много, как хочется получить. На фоне кризиса еврозоны в принципе возникают сомнения в способности Европы помочь финансово. Деньги, настоящие деньги, технологии и рынки Запада станут доступны после жестких, системных реформ, напряженного многолетнего труда, тяжелого пути, который прошла, например, Польша.

Я помню лекцию автора польских реформ Бальцеровича. Он приезжал в Киев летом по приглашению Пинчука. Показывал на графике, какой бедной 20 лет назад была Польша по сравнению с Украиной, и насколько сейчас Украина отстает от быстроразвивающейся Польши. Но в зале Киевской школы экономики сидели и недоверчиво хмыкали украинские политики - трудно изжить рудименты великодержавности.

Януковичу нужны деньги как можно скорее. Его товарищам по партии нужны новые рынки, все же регионалы - министры и депутаты - еще и владельцы фабрик и заводов.

Таможенный союз нужен украинским предприятиям. Они же видят, как за счет открытых границ выживают даже зажатые в тиски луканомики их конкуренты из Беларуси.

В конце концов, есть личностный фактор. Что мешает отдельным украинским высокопоставленным чиновникам просто торговать украинским суверенитетом? 5 лет назад они готовы были создать отдельное государство на востоке страны. Почему бы сейчас не конвертировать часть своей власти в миллионы? Москва мелочиться не станет.

И таких якобы европейских политиков в Украине очень много. Высокомерие и жадность погубят нынешнюю украинскую элиту. Главное, чтобы это не погубило украинское государство, не отбросило его на периферию европейской политики.

Павел Шеремет, специально для "Украинской правды"

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану

Дорогою ціною