Парламентські вибори-2012: аналіз стартових позицій

П'ятниця, 05 серпня 2011, 13:35

До очередных парламентских выборов, назначенных на 28 октября 2012 года, осталось чуть больше года. Несмотря на имеющийся у политических игроков запас времени, избирательная кампания уже началась.

С какими вызовами сталкиваются сегодня ключевые политические игроки и их избирательные штабы? Насколько изменится политический ландшафт после парламентских выборов-2012?

"Шоковая терапия" ПР

Победа Януковича на президентских выборах 2010 года открыла для Партии регионов значительные возможности для укрепления своих корпоративных позиций. Внеся изменения в Конституцию и, таким образом, исключив вероятность периодов коабитации, партия власти начала строить устойчивую политико-властную систему.

Спорность способа изменения Основного закона не вызвала протестов ни у населения, ни у заинтересованного в стабильно развивающейся и независимой Украине Запада.

Однако, придя к власти, ПР лицом к лицу столкнулась с необходимостью решать до недавнего времени громко озвучиваемые ею проблемы – нормализировать отношения с Россией и навести порядок в государственном бюджете, опустошенном во время президентской гонки.

Для сглаживания разногласий с Россией предпринимаются активные шаги по всем направлениям – гуманитарный, экономический, политический блок.

Уже в марте 2010-го ПР в лице Табачника вносит резонансные ревизионистские поправки в трактовку новой истории страны. В частности, массовый голод 1932-1933 годов, намеренно созданный советским диктатором Сталиным и унесший жизни миллионов украинцев, был назван не геноцидом, а несколько размыто – трагедией. В учебники по истории Украины возвращен термин "Великая Отечественная Война", вместо укоренившегося в Европе "Вторая мировая".

В апреле ратифицируются Харьковские соглашения, и продлевается срок пребывания ЧФ РФ в Севастополе практически на неограниченный термин.

Эти шаги вызвали протесты не только у традиционно не поддерживающих ПР западных областях, но и не нашли поддержки в центральных регионах.

В рамках сотрудничества с МВФ, на протяжении года кабмин повысил тарифы на коммунальные услуги: на газ на 50% с 1 августа 2010 года, на електроэнергию на 15% с 1 апреля 2011года.

Эти непопулярные меры коснулись без исключения жителей всех регионов страны.

Вдобавок к этому ПР приняла дискриминационный Налоговый кодекс, устанавливающий одни из самых высоких налоговых ставок в Европе.

"Майдан-2" стал закономерной реакцией предпринимателей среднего бизнеса, которые поняли, что именно они, а не крупные предприятия, стали основой наполнения государственного бюджета.

Заключительным аккордом "шоковой терапии" ПР стало принятие Верховной Радой 16 июня 2011 текущего года в первом чтении законопроекта, постепенно повышающего возраст выхода на пенсию для женщин с 55 до 60 лет и устанавливающего право получать пенсию военнослужащим с 60 лет.

Имплементировав под давлением ряда внешних и внутренних факторов эти губительные для своего рейтинга инициативы, партия власти уже прошла "точку невозврата".

Ситуация для регионалов усугубилась еще и тем, что эти непопулярные, но во многом необходимые шаги, были сделаны без соответствующего информационно-пропагандистского сопровождения. Электорату не были должным образом разъяснены мотивы и долгосрочные последствия принятия этих непопулярных решений.

В результате электоральная база ПР в сравнении с 2007 годом снизилась в полтора-два раза. По результатам майского опроса Центра Разумкова, Партия регионов набирает 16,5% или 22,7% из тех, кто готов проголосовать. В то время как на парламентских выборах-2007 ее показатель составлял 34,37%.

Учитывая то, что экономическая ситуация в стране не улучшается – стоимость товаров первой необходимости постоянно растет, а инфляция по разным оценкам составляет около 11% – партия власти вряд ли повторит результат 2007 года и проведет по партийному списку 175 депутатов. К тому же непопулярная пенсионная реформа, налоговый кодекс и харьковские соглашения будут использоваться ее конкурентами для снижения ее электорального рейтинга.

Уже сегодня по данным вышеназванного опроса готовность украинского населения к участию в массовых протестах составляет 53%. В случае значительного ухудшения их жизненного уровня, выйти на улицу с протестами готовы 49% .

Что предпринимает Партия регионов?

Учитывая данные социальные настроения, проектировщики ПР сконцентрировали основные усилия на том, чтобы:

а) отстранить Юлию Тимошенко от участия в парламентских выборах 2012 года;

б) переключить внимание общественности с неудовлетворительных экономических показателей работы правительства – на "резонансные дела";

в) создать инструменты избегания политической ответственности за такие непопулярные решения, как пенсионная реформа и налоговый кодекс.

Для реализации первой и второй цели активно реализуется сценарий "суд". Втянув Тимошенко в судебный процесс, ПР отвлекла её не только от подготовки к избирательной кампании, но и создала площадку для постоянной дискредитации экс-премьера.

Консультанты ПР прекрасно осознают, что даже если у Юлии Тимошенко будет условная судимость, она будет оставаться мощным электоральным магнитом, и фактически будет участвовать в избирательной кампании-2012.

Поэтому с большой долей вероятности Ю.Тимошенко будет вынесен не-условный приговор. До этого момента в информационном пространстве будут постоянно присутствовать все новые детали судебных процессов с участием этих персон.

Учитывая, что правящая группа уже довольно долго руководит страной, навесить ярлык "виноватого" за нынешнее состояние дел в стране на Тимошенко не представляется возможным. А то, что ПР в ближайшее время сможет значительно улучшить экономическую ситуацию в стране, является маловероятным.

Единственным действенным индикатором результативности работы ПР и, как следствие, фактором, работающим на повышение ее электорального рейтинга, может стать подписание Договора о получении Украиной статуса страны – ассоциированного члена ЕС.

Значительные дополнительные ресурсы для улучшения рейтинга правящей партии может принести успешное проведение Евро-2012.

Однако эти шаги все же не решают главной задачи – ухода от политической ответственности.

Новый избирательный закон

Достигнуть этой цели призван новый закон о выборах по смешанной системе. Его разработчики нашли три легальных способа избежать политической ответственности и увеличить свою списочную часть в парламенте:

– введение мажоритарных округов;

– увеличение проходного барьера с 3% до 4 или 5%;

– упразднение блоков как субъектов избирательного процесса.

Учитывая, что в Западной Украине и в большом количестве регионов Центральной Украины наибольший рейтинг имеют оппозиционные партии, мажоритарщики становятся главным ресурсом наращивания поддержки Януковича.

Мажоритарная составляющая позволяет кандидатам не отождествлять себя с непопулярной в области или районе политической силой и использовать увеличивающийся протестный потенциал для получения персонального политического рейтинга. После попадания в парламент, депутат-мажоритарщик может посчитать необходимым присоединиться к той фракции, которая будет иметь большинство в Верховной Раде.

К тому же, если проходной барьер будет поднят, увеличится число "премиальных мандатов", которые победители распределят из числа тех, кто не преодолел заградительной планки.

Упразднение избирательных блоков также создает дополнительные возможности для ПР. В случае принятия закона, разрозненные парламентские оппозиционные партии и БЮТ не будут иметь возможности для формирования единой избирательной машины. Как следствие, повторяя сценарий 2007 года, будут конкурировать за голоса на общем электоральном поле теперь еще и в мажоритарных округах.

Ситуация для них усложнится также вынесением судебного приговора Юлии Тимошенко и повышенной активностью партии "Свобода" Олега Тягнибока.

Есть ли шанс у БЮТ?

В отличие от ПР, БЮТ является проектом, который основан не на командной игре и стратегии, а на личностной привлекательности лидера.

На сегодняшний день экс-премерьер уже достаточно длительное время вовлечена в судебный процесс, который мешает участию в политической гонке. К тому же ни Тимошенко, ни ее ближайшее окружение не продуцируют социально-привлекательных меседжей. Также партией не было предложено собственной стратегии развития страны, а вся риторика ее членов продолжает носить в основном протестный характер, и направлена на получение ситуативных политических дивидендов отдельных членов команды.

Вследствие этого рейтинг ВО "Батькивщина" продолжает падать. Если бы парламентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, БЮТ получил бы 13,4% всех опрошенных или 18,0% тех, кто намерен принять участие в голосовании. Это значительно меньше 30,71% – показателя 2007 года.

Ситуация для ВО "Батькивщина" усложняется еще и тем, что после принятия нового закона о выборах, упраздняющего избирательные блоки, БЮТ будет конкурировать с "Фронтом змин" и "Свободой" Тягнибока на одном электоральном поле.

Если штаб БЮТ будет продолжать бездействовать, максимальный результат БЮТ на выборах 2012 года с большой долей вероятности не превысит 15-17%. Понимая такие перспективы, Александр Турчинов выразил намерение объединить оппозиционные политические силы до вступления в действие нового избирательного закона.

Наиболее вероятная конфигурация сил в Верховной Раде – 2012

Поскольку избирательные блоки будут запрещены, такие партии, как Народная (Блок Литвина), Народный Рух Украины, Наша Украина – не имеют шансов преодолеть заградительный барьер. Их лидеры пройдут в парламент по спискам более крупных партий.

Как результат, в Раде образуется несколько малых политических фракций, которые будут сотрудничать с самой многочисленной фракцией – фракцией Партии регионов.

С большой долей вероятности "золотую акцию" будет иметь БЮТ.

В качестве инструмента, обеспечивающего послушание мажоритарщиков, будет широкого использоваться недавно принятый закон о борьбе с коррупцией.

Александр Шаян, кандидат политических наук, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Протидія дронам і комплексу національної меншовартості

Час перевірити свій софт

Пам'ятаємо Голодомор – геноцид українців триває

Голодомор як частина геноциду: чому про нього варто говорити не так, як ми звикли

Час Трампа чи стрибок історії?

Навіщо нам кодекс корпоративного управління