Ватерлоо по-українськи або Моя незалежність
Я держу в руках энергосберегающее устройство "Smart boy" китайского производства, позволяющее экономить до 30% при расходах на оплате электроэнергии. И ничего такого особенного в этом бренде – если бы не факт, что лет пятнадцать назад подобное устройство нашими специалистами уже было изготовлено и испытано.
Но это устройство, как и множество других разработок в сотнях украинских фирм, пылятся в чертежах или единичных вариантах на полках – из-за невозможности их изготавливать.
Почему?..
Для начала не обходимо просчитать себестоимость внедрения и тиражирования изобретения "ноу-хау", с учетом затрат на материалы, арендную плату, электроэнергию, налоги, время на налоговые процедуры. Затем с отчетами пройтись по всем этим фондам, выстоять очередь, а они расположены в разных закоулках города. В среднем на эти мероприятия уходит около 550 часов в год.
После всего этого себестоимость любого отечественного бренда будет дороже, чем доставленного из Польши или Китая. Кто его купит?!
Чтобы успешно конкурировать и оттеснить электротехническую экспансию, надо сделать следующее: с малых юридических лиц и СПД, которые работают в области научно-технических разработок, создании опытных и серийных образцов высокотехнологичной продукции – убрать минимум 50% налогового бремени, резко сократить абсолютно неоправданное количество отчетов и платежей.
И увеличить валовый потолок с миллиона до десяти миллионов гривен.
Например, в Швеции малые юридические лица и СПД налоги платят 2 раза в год, в Гонконге, Китае и Норвегии четыре раза в год. И на процедуру отчетов уходит около 32 часов в год. И, естественно, "валовой" предел деятельности не 125 тысяч долларов, а гораздо выше.
На фоне других стран, в Украине постоянно складывалась парадоксальная ситуация.
К примеру, в Японии, Китае, для стимуляции малого и среднего бизнеса в производственной и научной сфере – понижают корпоративные налоги, ставки арендной платы. У нас все по принципу полупроводника – движение только в одном направлении: как бы еще поднять пределы платежей с предпринимателей и штрафануть по полной программе.
А так называемый указ о едином налоге, президента Кучмы от 3 июля 1998 года №727/98, предусматривающий льготное послабление для малых юридических лиц – довольно быстро нивелировали, и различными постановлениями практически уравняли с общим налогообложением.
Никаких принципиальных новшеств и в новом Налоговом кодексе. В нем еще, правда, не предусмотрели налог на тень, солнце и воздух. А по негласному закону, в последнее время организации, предприятия избегают сотрудничать с плательщиками единого налога, поскольку по закону официальному – не предусмотрен возврат налога на добавленную стоимость.
В итоге налоговая политика, некомпетентность – загнала Украину в четверку самых отсталых экономик мира.
Что у нас сейчас производится? Практически ничего.
Очень обидно за державу. Если вам кто-то скажет, что мы отстали в области электроники – не верьте. Ее просто нет. А если кто-то захочет возмутиться, пусть сам себе ответит на вопрос, каких производителей продаются в магазинах: стиральные машины, компьютеры, телевизоры?
Даже фонарика отечественного производства днем с огнем не найдете. Все полки на все 99 процентов забиты импортной продукцией.
Не секрет, что успех в экономике сопутствует тем странам, которые располагают кадровым и научно-техническим потенциалом, высоким качеством человеческих ресурсов, заботу и развитие которых уважающее себя государство ставит на первое место.
Что мы имеем на этот счет?
У меня нет сомнений – в Украине создана идеальная система, добивающая кадровый потенциал, а точней то, что от него осталось. Кто сейчас стоит за станками, например, на таких известных предприятиях, как Николаевский НПГК "Зоря"-"Машпроект", ПАО "Николаевский Черноморский Судостроительный завод", ПАО "Николаевский Машиностроительный завод", Киевский "Авиант", да и на любом другом предприятии Украины? В основном те, кому уже пятьдесят-семьдесят.
Та же самая картина среди инженерного корпуса. Они, словно механизмы, которых завели раз и навсегда, приходят на рабочие места и уходят. Чтобы подготовить высококлассного токаря, технолога, инженера, наладчика на станок с ЧПУ – все знают, необходимо минимум 5-10 лет.
Но молодежь не идет на производство. Во-первых, ее не берут, или предлагают такую зарплату, на которую не реально прожить и неделю. Если у "элиты" уровень зарплаты растет непропорционально росту производительности труда, то на производстве даже у высококлассных специалистов – нищенская зарплата, на тарелку супа, и та не вовремя.
Как следствие, креативная молодежь уматывает из страны.
При неизменности ситуации, максимум через пять-десять лет после ухода последней волны "советских кадров" – производство в Украине исчезнет вообще.
Чтобы работала экономика, необходима система управления этой экономикой. В советские годы система управления экономикой – при всех ее недостатках и пороках – существовала и работала.
Материальная основа нынешней экономики, на все сто унаследована от старой советской экономики. Основные фонды, созданные в советские годы, а точней, жалкие остатки, продолжают с горем пополам кормить часть населения Украины. И все, кто причастен к машиностроению, знают – оборудование морально и физически устарело.
К примеру, на таком флагмане судостроения, как "Черноморский судостроительный завод" есть станки, поставленные из Германии еще по результатам репарации. Станки, пережившие царя, вторую мировую войну и оранжевую революцию.
За период независимости, при всех хозяевах, не был модернизирован ни один станок. Наоборот, каждый хозяин пытался не вложить обещанные миллионы в производство, а "отбить" то, что потратил, продавая дорогостоящие габаритные станки, и вообще все, что можно. Им по барабану, что крыши текут, что при грозе в цехах от коротких замыканий "стреляют" кабеля...
Эти показатели украинского хаоса и бесхозяйственности можно заносить в книгу Гиннеса.
О надежности станков, которые еще крутятся, лучше не говорить. Интенсивность отказов невероятно высока. Комплектующие, особенно электронные компоненты – давно уже никто не производит.
Как-то, на НГПК "Зоря"-"Машпроект" приезжали представители Ирана, ходили по цехам. Они остались довольны качеством турбин. Но недоумевали, как можно на оборудовании, которому более 25-40 лет, добиваться точности в микроны, сотые! Ведь даже в Иране в цехах стоят современные линии, технологическое оборудование оснащено современными системами управления.
Гостям, конечно, объяснили, что качество – за счет навыков, опыта специалистов, за счет подгонки деталей и узлов при сборке.
А кто это делает?!.. Повторюсь: пенсионеры, или те, кто вот-вот попадет в "сад стариков" – это последний боевой авангард, последняя линия обороны.
А что дальше?
На сегодняшний день системы управления экономикой, именно системы как таковой – нет.
В государстве существуют отдельные хозяйственные "княжества", где некоторые вельможи "из новых", которым "нашару" с неба свалились предприятия – не имеют понятия о деле, которым занимаются. Как сказал известный политик: "Их, хоть ставь на попа, или другую позицию – толку нет". Как менеджеры, как руководители – нуль.
"Новые" хорошо разбираются в марках машин, с неимоверной дотошностью одеваются, душатся, стригутся, посещают телевизионные передачи, где правильно/много/обо всем, и в принципе ни о чем ведут разговор.
У них нет соответствующего мышления, стратегии и понимания, что и как делать.
Для, так называемых олигархов, не создававших производственный бизнес с нуля, как тот же Форд, Рокфеллер, главное – личные блага, от которых так просто не откажутся. Доход у таких олигархов равноценен зарплате всего коллектива.
Им плевать на тех, кто производит ценности. Принцип один: не нравится – уходи. Даже самые лютые помещики лояльней относились к своим крепостным...
Это не рынок. Это вакханалия, при которой стремительно создаются гигантские состояния, но не за счет роста производства, а за счет чисто финансовых операций.
Страну покрыли сетью: фуршетов, магелланов, торговых баз, в которых безостановочно циркулируют 90 процентов импортных товаров. Это называется развернутой торговлей соседних государств и откачкой финансовых ресурсов Украины. И лишний раз подчеркивает то, что рынок Украины был отдан без боя, без сопротивления.
Следует не забывать, что хозяйственная разруха представляет такую же реальную и смертельную опасность, как и военная.
Когда-то Леонид Кравчук бросил крылатую фразу: "Рынок все урегулирует". Но с первого дня независимости Украиной управлял не рынок, а хаос. До настоящего времени никто никаких радикальных мер по наведению порядка не принимал. За постоянной грызней, борьбой за власть, нашей правящей элите нет времени, ни сил разбираться, в чем состоят причины падения производства и как с этим бороться.
Власть отделена от народа непреодолимым барьером. Верховная Рада превратилась в цитадель хаоса. Некоторые наши политики, министры перед выборами приводят в пример Рузвельта, как тот выводил Америку из кризиса в тридцатые годы.
Но господа, где же ваши действия, программа? Ни дорог, ни мостов, ни заборов, за исключением столицы – никто масштабно не строит и не собирается это делать! Даже дырки на разбитых дорогах не устраняются, как следует.
Где строительство обещанных, к примеру, "Корветов" на ПАО "Черноморском судостроительном заводе"? И многое другое?..
Или все по-прежнему верят в так называемый рынок, в котором нет условий и возможности развиваться, конкурировать. Это подтверждают факты и реальная жизнь.
А лимит времени исчерпан.
И народ, который не найдет в себе силы для выхода из сложившейся ситуации, уйдет со сцены и превратится колонию рабов.
Михаил Шепель, директор ЧП "Станкоремналадка", Николаев, специально для УП