Антикризова децентралізація

Четвер, 11 серпня 2011, 13:44

Западные менеджеры шутят: с наступлением кризиса, когда уровень денег в мировом "бассейне" снизился, стало видно, кто купался в плавках, а кто без.

Украинский менеджмент оказался абсолютно голым. Буквально и фигурально. Обнуленные счета и полное отсутствие новых смыслов, идей, подходов.

Самое время продумать все возможные ходы, чтобы избежать "неловкой ситуации" перед лицом второй волны кризиса. Главное, что нужно сделать – ликвидировать его менеджерскую составляющую.

Это очевидно, если находишься внутри системы местного самоуправления и собственными глазами видишь, как многие инициативы тонут в хитросплетении полномочий региональных властей.

Многие европейские страны обратились к подзабытой, но мощной антикризисной таблетке – "деволюции". Изначально этот термин означал быструю реальную передачу полномочий от центральных органов власти местным общинам.

Сегодня ним обозначают целенаправленную децентрализацию и дерегуляцию, когда на местный уровень передают максимальный объем прав, ранее принадлежавший центру.

Исходя из сути кризиса, логически, это безупречный подход. Кризис показывает неспособность системы справиться с колоссальным потоком задач и проблем.

Соответственно, изобличает очевидную необходимость сбросить существенную часть общей ответственности на другой оперативный уровень – в регионы, через реформу местного самоуправления.

Идею реформы прекрасно иллюстрирует важнейший принцип инвестиций в бизнесе – не класть яйца в одну корзину. Этот принцип предусматривает доверие к бизнес-партнерам.

Такое же доверие лежит в основе модели эффективного местного самоуправления. Интересы регионов определяют интересы центра. Бюджетная политика строится не сверху вниз, а снизу вверх.

В результате, борьбу за должности в Киеве должна заменить конкуренция элит в регионах. Эти три фактора в связке обеспечат мощный фундамент для стабильного роста государства вместо кратковременных скачков.

Сегодня ситуация в Украине прямо противоположная. У нас отсутствует самоуправление в его европейском понимании.

Местные советы, которые избираются жителями, не влияют на реальное экономическое развитие региона. Все рычаги исполнительной власти сконцентрированы в руках областных и районных администраций.

Финансовая несамостоятельность областей не позволяет оперативно решать насущные проблемы. Поэтому депутатское кресло в региональной власти воспринимается как "буферная зона" перед попаданием в центральную.

По сути, существующая модель распределения полномочий создает искусственные барьеры, которые просто нужно убрать.

Как работает эта система без барьеров, можно посмотреть в Крыму. Верховный совет АРК полностью контролирует исполнительную власть и назначает министров.

Взаимоотношения с центром олицетворяет представитель президента, функции которого сводятся к контролю над законностью решений и их соответствию Конституции Украины.

К такому формату работы сегодня стремятся все регионы. Для выполнения своих обязательств перед местной громадой, областным и районным советам нужны собственные исполнительные комитеты, которые будут выполнять все хозяйственные функции.

Мы готовы и стремимся к полноте ответственности.

У областных администраций должна остаться другая, не менее важная функция – контроль.

Кроме того, власть на местах должна перестать быть зависимой от чрезмерно самостоятельных чиновников, назначенных за пределами области.

Для местных советов они обладают такой же неприкосновенностью, как нардепы в зале Печерского суда. Избавиться от них сегодня законным путем – из области фантастики.

Руководители госпредприятий в областях подконтрольны либо Кабмину, либо администрациям. Удаленность от руководства воспитала в них комплекс вседозволенности и всесильности.

Говорят, что всякая власть развращает. Тогда абсолютная уверенность в собственной неуязвимости – развращает абсолютно.

В Переяслав-Хмельницком, например, экспонаты местного краеведческого музея буквально разошлись по частным коллекциям. Ни районный, ни областной совет не могут не то что снять руководителя музея, но даже вызвать его на сессию.

При этом есть соответствующее решение городской сессии, есть решение областного совета, рекомендующее Министерству культуры и туризма рассмотреть и урегулировать ситуацию. До сих пор мы не получили никакого ответа.

В Европе, вопросы местного развития полностью отданы на откуп общинам. Выпал случай лично посмотреть, как работают коллеги в Дании.

Когда совет небольшого города собственноручно утверждает руководителя местного порта, который имеет стратегическое значение в масштабах всей страны, но находится на его территории, можно говорить об эффективной децентрализации.

Если местная власть видит, что руководитель работает не в интересах жителей, она его увольняет.

Увеличение полномочий и, соответственно, ответственности на местах, не даст результатов без второй ключевой составляющей – финансов.

Как минимум 50% заработанных средств должны оставаться на местах. В 2010 году Киевская область собрала более 10 миллиардов гривен – утвердили бюджет только в объеме 2,3.

Чуть больше, чем нужно, чтобы оплатить коммунальные счета и зарплаты бюджетников. А дальше становишься в длинную очередь из руководителей областей и ждешь госсубсидий.

Из опыта работы в общественных приемных в районах вывел для себя такую статистику: 30% проблем, с которыми приходят люди, мы решаем сразу же, на местном уровне. Еще 30% – закрываются в течение полутора месяцев так быстро, как позволяет процедура, на областном уровне.

Остальные 40% не могут быть решены органами местного самоуправления, "сидя" на разовых дотациях.

К примеру, сегодня область буквально завалена тоннами киевского мусора. Единственный прошедший госэкспертизу 5-тый полигон перегружен и уже стал бомбой замедленного действия.

Если бы в бюджете области оставалось порядка 50% налогов и сборов, вопрос наличия полигонов, сортировки мусора мы бы закрыли в ближайшее время.

Возьмем еще ближе – программа школьных автобусов. Сегодня в области их критически не хватает. Часто родители вынуждены доставлять детей в школы своим ходом, либо жертвовать качеством образования. Один автобус стоит 350 тысяч. 84 автобуса, и мы могли бы снять напряжение в области.

Неэффективная работа на местах - самая большая, действительная и тотальная угроза для государства.

Страна становится уязвимой для любых внешних угроз: будь то экономический кризис, свиной грипп или паводки. Поскольку внутри системы местного самоуправления нет реальных полномочий и ресурсов, столкнувшись с любыми серьезными сложностями, она замирает в оцепенении.

И тогда, высшее руководство страны вынуждено переносить бревна на субботниках, или по ночам разгружать самолеты с Тамифлю и марлей.

Нужно запомнить раз и навсегда: когда со свиным гриппом борется лично высшее руководство, оно становится рядовым местным функционером, оставляя государство на автопилоте, в который не заложен курс.

Александр Качный, глава Киевского областного совета, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Біткоїн на шляху до $100000: глобальні тренди та перспективи крипторегулювання в Україні

Технології та мрії — що спільного?

Євростандарти vs реальність: чому Україна ризикує відкласти своє майбутнє в ЄС?

Україна-Швейцарія 2024: найбільш насичений рік в історії двосторонніх відносин

Які інвестиційні тренди формуватиме політика США у 2025 році

Чому важливе чесне розслідування причин падіння літака "Азербайджанських авіаліній"