Колос та глиняні ноги
"Падение рейтинга ПР ещё не означает, что эта организация лишается своей мощи" – так объясняют себе происходящие в современной Украине те люди из числа регионалов, кто способен и призван думать в этой команде.
Доказывают они это так: во-первых, законодательная база будет меняться очень специфическим образом, чтобы максимизировать электоральный результат правящей украинской "элиты". Во-вторых, судебные преследования оппозиционеров-тяжеловесов помогут ПР на будущих выборах избавиться от конкурентов, которые потенциально могут создать ряд проблем.
Но вот этим "думающим" регионалам стоит поразмыслить и о рисках подобного предприятия.
Постоянное культивирование государственного аппарата под "донецких" указывает на полное отсутствие адекватных менеджеров в политическом проекте. Скорее, сейчас госаппарат формируется и руководствуется бизнес-принципами, но не принципами адекватной национальной политики.
В этом главная проблема: топ-менеджеры основных партий Украины – это топ-менеджеры из бизнес-вселенной.
Они способны создавать партии, которые своей целью видят лишь бесконечное экономическое и властное развитие. Они работают как экономические предприятия, как урезанные в собственном сознании местечковые корпорации, которые лишены высших, государственнических идей. Идей общего блага.
Этот бизнес-подход огорчает.
В государственных масштабах нам необходима команда, которая хоть немного пропитана идеей "общего котла", которая может дать адекватный ответ современным геополитическим и геоэкономическим вызовам. Нам необходима команда, которая понимает смысл слова "Украина", которая может отличить поле, где косят "зелень" – от страны, где людям дают шанс на достойную жизнь.
Увы, пока такой команды нет. И хуже всего то, что в ближайшем обозримом будущем такая команда и не появится.
Я хотел лишь поделиться с думающими людьми в ПР своими опасениями по поводу дальнейшего будущего этой многоуважаемой организации. Ну, ведь должны там быть такие люди!
Допустим, что Юлии Тимошенко и Юрию Луценко таки запретят участвовать в выборах – если они получат судимости и не успеют их погасить. В таком случае, все оставшиеся островки независимости, все более-менее сознательные бизнесмены, защищая свою деятельность, будут пытаться с ещё большей силой завязать отношения с ПР.
Другими словами: все "серьезные люди" в Украине, так или иначе, окажутся в рамках одной команды.
Не секрет, что в ПР, как и в любой другой политической силе, существуют внутренние центры, которые противостоят друг другу в плане распределения власти, сфер влияния. Кто-то занимается углем и прокатным металлом, кто-то нефтью, кто-то куриным мясом, а кто-то получает откаты от государственных заказов.
Пока всё тихо и спокойно. Хотя с ростом влияния ПР после победы Виктора Януковича на президентских выборах неудовлетворенность в рамках бизнес-кругов и государственного управления нарастает. Ибо в этой партии, кроме "своих", ещё есть "родные и близкие люди". Это как концентрические круги: те, кто находится в первом – те и управляют в данный момент Украиной, а те, кто находится во втором кругу – это беженцы последних двух лет.
Скоро появится третий круг – те, кто, отчаявшись в неспособности украинских оппозиционных, "посторанжевых" сил к ведению политической борьбы, отдаст часть своего добра в бело-голубой "общак".
Но неудовлетворенность последних никуда не пропадет, ведь они тоже хотят получать откаты, быть на ключевых государственных позициях в центре и регионах – на тех местах, которые сейчас находятся под "макеевскими", которых отчаявшимся никто не будет давать. Ведь они ещё не заслужили доверия и авторитетом не пользуются.
Каждая система имеет свои предельные границы роста, после которых её внутренних ресурсов уже не хватает на то, чтобы обеспечивать нормальную жизнедеятельность. Если не ограничивать рост системы, она просто погибнет или окажется в ситуации революции. То есть неконтролируемых изменений. Эта гипотеза, как по мне, справедлива как для биологических организмов и их популяций, так и для социальных организмов.
Например, современные кризисы в ЕС – проблема той же Греции, – следствие чрезмерного роста этой организации, которая уже не успевает из-за своих размеров справляться с внутренними вызовами.
Это я всё к тому, что ПР постепенно превращается в колосса на глиняных ногах.
Незачем строить очередной Титаник... Да, в своё время это был самый большой пассажирский круизный лайнер – но какова его судьба? Какова судьба Колосса Родосского? Какова судьба Вавилонской башни? Какова судьба Партии регионов?
Почему мы забываем об основах ведения политической борьбы? Почему мы забываем работы Макиавелли, особенно те его замечания, которые касаются стратегии ведения войн?
Может, это будет звучать дико для обывателей, но лучший вариант – иметь слабого врага, чем не иметь его вообще. В противном случае, система задохнется – либо от междоусобных конфликтов внутри политической команды, либо от отсутствия интеграционного компонента "врага внутри", на которого теперь нельзя будет сбросить всю ответственность. Всё это может неблагоприятно сказаться на жизнедеятельности ПР, более того, я уверен, что так и произойдет. Ибо эта организация – бизнес-проект, который не может впитать идей социальной ответственности и государственности.
Проблема украинской политической нации состоит в том, что мы лишены партий другого рода. ПР является только вершиной айсберга – самым сильным политическим организмом из тех, которые доступны украинцам.
"Батькивщина", "Фронт перемен", "Сильная Украина", "Наша Украина" и даже ВО "Свобода" не обладают фундаментальными отличительными свойствами – всё это бизнес-проекты, имеющие под собой горстку слепых болельщиков, которых в профессиональных кругах политологов называют "ядерным электоратом".
И здесь не имеет значения идеология: социалистическая или националистическая, либеральная или консервативная – это лишь иллюзии одного большого скотного двора, где дорвавшиеся до власти люди превращаются в свиней, готовых обучать всех и каждого, как нужно правильно валяться в грязи.
Я уверен в том, что сейчас бы писал подобный комментарий и к развитию БЮТ – в том случае, если бы Юлия Тимошенко победила на выборах президента.
А что же дальше?
Для будущего Партии регионов, так и общего развития политического рынка в Украине – перспективы не самые радужные. Однако в наших силах всё изменить к лучшему.
Просто нам необходимы новые политические силы, новые гражданские движения, которые уже на парламентских выборах 2017-го, или 18/19 года смогут показать хороший результат и преодолеть проходной барьер даже в 4%.
Ведь среди нас уже сформировалось новое поколение политических и общественных лидеров, готовых и способных к эффективной политической деятельности.
Поколение, родившееся на закате советской эпохи и не помнящее её, всё больше заявляет о своих правах. Единственное, чего не хватает этому поколению – независимого источника ресурсов для осуществления своей деятельности. А эти ресурсы монополизированы – они находятся у политических сил сегодняшнего дня.
Чтобы "дать дорогу молодым", для начала нужно избавиться от "старых". В таком случае вымирание мамонтов украинской политической вселенной для нового поколения будет лишь благом, которое во многом поспособствует развитию украинского государства.
Бесконечное же почкование политических проектов, обеспечивающих "тихую старость" бывшим советским партийным работникам, – должны вызывать аллергическую реакцию со стороны украинского общества.
За новым государством должны стоять новые люди!
В противном случае нам всем придется "вимкнути Україну в собі".
Андрей Самброс, специально для УП