Безсмертний посол
Свой третий арест в Беларуси я помню очень хорошо. Вернее, я помню все аресты, но третий мне вспоминать особенно приятно.
Это произошло в марте 2005, во время предыдущих президентских выборов. Меня схватили прямо в центре Минска, долго возили по городу с закованными в наручники за спиной руками и мешком на голове.
К вечеру я оказался в изоляторе. Мне повезло с сокамерниками: два украинских журналиста, два россиянина из молодых либералов и бывший посол Польши в Минске. Эта было достойное общество и два дня, проведенных в интеллектуальных беседах о судьбах родины, оставили в моей памяти очень теплые воспоминания.
Русские борцы за свободу сидели без какой-либо надежды на помощь российского государства, к украинцам один раз приходил чиновник из посольства, но особого сочувствия не проявил.
Только поляки активно помогали своему земляку и именно поэтому мы не страдали от голода и не впадали в уныние. У нас была краковская колбаса и еще кое-какие деликатесы.
Но в декабре 2010 года, во время президентской избирательной кампании, все было иначе. Украинское посольство работало удивительно эффективно, защищая украинцев, помогая им в судах и пытаясь выдернуть из рук белорусских спецслужб.
Посол Роман Безсмертный пользовался уважением среди местных журналистов и почти ничем не отличался от послов европейских государств. Довольно откровенно комментировал происходящее, охотно общался с журналистами и не мучил публику рассказами о славянском братстве.
Его отзыв из Беларуси – важная новость для всех независимых и даже государственных СМИ страны. Украинскому послу посвятили передовицы.
Дело в том, что белорусские власти сознательно формировали весьма специфическое восприятие Украины у белорусов. Годами белорусская пропаганда использовала образ нищей соседки, как пример того, к чему приводят реформы.
Правда, и Россию пропаганда Лукашенко не жалела – страна бандитской приватизации, криминала, где неблагодарные и жадные империалисты хотят захапать чистую и нетронутую Беларусь.
Украинцев же принято было жалеть, потому что они якобы живут еще беднее, чем белорусы, но при этом лишены таких благ как порядок, сильная рука и закон. Оранжевая революция добавила новых красок к этому негативному образу.
На полную катушку пропаганда использовала и провал украинской революции. Трудно назвать украинского политика, о котором бы в Беларуси отзывались с уважением. Разве что Янукович до недавнего времени... Но и тот в итоге оказался вшивым, по выражению Лукашенко.
Не хочу преувеличивать значение миссии посла Безсмертного, но ему удалось поставить под сомнение некоторые из штампов и стереотипов белорусского общественного мнения.
Все увидели образованного человека, который не скрывает своего мнения по поводу ситуации, не ходит вокруг да около, говорит и действует прямо. Не знаю, насколько это соответствует правилам дипломатической службы. Не знаю, выполнил ли он те задачи, которые перед ним ставили в Киеве. Но смотрелся он очень достойно на фоне большинства послов европейских стран.
Но смена политического руководства страны неминуемо ведет к кадровой чистке по всей вертикали власти. Да и хроники взаимоотношений между Киевом и Москвой изрядно влияют на украинскую дипломатию.
Работать в Беларуси послу любой страны тяжело. Американское посольство, по сути, закрыто уже несколько лет. В Минске держат всего 4-5 человек, чтобы белорусы не разобрали посольское имущество.
Штаты многих европейских дипмиссий сокращены по максимуму. Польские дипломаты почти на осадном положении. Литовский и латвийский МИДы не могут подобрать сотрудников для работы в белорусской столице – нет желающих.
В Минске тяжело работать, потому что никто ничего в стране не решает. Вся власть и все полномочия сосредоточены в руках одного человека – президента. Александр Лукашенко чрезвычайно болезненно следит за всем и старается на каждой свадьбе стать женихом, а на похоронах – покойником.
Значение посла, как посредника в отношениях между государствами, сведено к минимуму.
С белорусскими властями крайне сложно договариваться. Вернее, с любым чиновником договориться можно, только его слово ровным счетом ничего не значит, потому что президент в любой момент способен выкинуть какой-нибудь фортель и похоронить все договоренности.
Российские послы – не исключение. В Беларусь из Москвы посылали разных дипломатов – и очень авторитетных, и совсем непубличных, и технократов, и политиков, и бизнесменов. Результат всегда был один. Лукашенко старался быстро коррумпировать российских дипломатов, втянуть их в какие-то мутные схемы, и постепенно все российские послы становились подпевалами при дворе белорусского правителя.
Несколько лет назад в Минск прислали бывшего губернатора Алтая и убежденного коммуниста Сурикова. Едва ли можно сказать, что он справляется со своей задачей. Его максимум – регулярные ретрансляции воли Кремля без какой-либо надежды быть услышанным.
Бессмысленны и надежды Киева, что новый посол сумеет наладить отношения с Лукашенко и добиться взаимовыгодного сотрудничества в сфере экономики. Ничего не выйдет. Лукашенко всегда играет в одни ворота.
Безсмертный старался убедить всех, что приехал из европейской страны, он говорил и вел себя как европеец. И хоть за время его посольской миссии Украина сильно изменилась, в Минске этого почти не замечали.
Он вызывал к себе уважение и тем самым поддерживал уважение к стране, которую представлял. И эту миссию дипломата он точно выполнил.
Павел Шеремет, для УП