"Будуємо нову країну"?
Очень заманчиво выглядит этот лозунг для наших граждан. Кто же не мечтает, что однажды все изменится, и мы вдруг перейдем из страны несправедливости и неустроенности – в страну благоденствия и успеха?!
Желательно – за одну ночь.
Рыночные времена внесли свои коррективы. В имеющийся опыт государственного строительства была привнесена глобальная коррупционная составляющая. Без нее сегодня не протекает ни один экономический процесс. Именно коррупционная составляющая является инициатором укрепления и гарантом незыблемости всей разрешительной системы.
В принципе, вроде бы все правильно: для осуществления гражданами или субъектами хозяйствования каких-то действий, необходимо эти действия сначала согласовать. Для согласований, а также с целью последующего контроля – параллельно создается масса всевозможных контролирующих структур.
По логике вещей, все эти структуры должны разрешать то, что не нарушает наше законодательство, и не разрешать, и как следствие – запрещать все то, что это законодательство нарушает.
На практике все обстоит по-другому.
Сегодня все эти разрешительно-контролирующие органы разрешают все то, за что заявитель заплатит. И не разрешают все то, за что он ему не заплатит. Причем особой ответственности для тех, кто выдает разрешение или согласование, когда давать его было нельзя – не предусмотрено.
И не стоит думать, что деньги с граждан вымогает какой-то конкретный чиновник. Многие понимают, что мелкая сошка с большим аппетитом – всего лишь винтик в большом и отлаженном коррупционном механизме, с распределением функций, с финансовыми планами и многими другими атрибутами управленческих структур.
Возьмем, к примеру, такое важное и для общества и для отдельных граждан направление, как охрана природы.
Надо ее охранять? – Обязательно! Надо контролировать соблюдение законодательства в этой сфере? – Кто бы сомневался!
Так почему же сплошь и рядом мы имеем массовые нарушения природоохранного законодательства, санкционированные этими самыми природоохранными органами? Когда под строительство вырубаются скверы? Когда земля выделяется вместе с лесами? Любое незаконное выделение земли сегодня санкционировано этими самыми природоохранными органами.
Почему так?
А потому что – заплачено. По дифференцированным таксам.
Сегодня согласование органами охраны природы обходится заявителям по сельской местности от 4 до 10 долларов за сотку, а в "проблемных" случаях эта такса еще выше. В городах, не говоря уже о Киеве, это десятки "условных единиц" за одну сотку.
Причем, как за незаконное согласование, так и за вполне законное.
Конечно, вытряхивать эти деньги напрямую с обратившихся за разрешением – опасно. Весь груз поборов лежит на проектных землеустроительных организациях. Граждан буквально вталкивают в их "теплые объятия", иначе можно вообще не получить необходимое согласование.
Поэтому так высоки расценки за услуги этих организаций: в стоимость их услуг входят все суммы дальнейших взяток.
Справедливости ради, проектные организации с великим облегчением освободились бы от этого криминального груза. Но по-другому им сегодня получить согласования невозможно. Вот и превратились они в важнейшее передаточное звено.
Куда же идут эти деньги? Любая из мелких составляющих коррупционной цепочки – показывает пальчиком наверх, мол, я не я и хата не моя.
Лукавят.
Крошечки перепадают и им, 1-2 доллара с сотки. Остальное, действительно, отдается начальству.
Зачастую фирмы-посредники идут прямо к начальству, под которым имеется в виду руководство областной структуры. И начальник тоже всегда показывает пальчиком наверх.
А насколько наверх? Кто сверху? Министр? Выше?!.. Эх, знали бы Виктор Федорович и Николай Янович, сколько человек внизу показывают пальчиком наверх!
А что же наши правоохранители?
Да прекрасно они все знают, во всех структурах. Но, кто же будет уничтожать такую кормушку! Опять же, кто будет грабить граждан напрямую, когда есть фирмы-проектанты? А этих уже можно потрясти по любому поводу. Вдобавок, выступать в роли "решал" – самим силовикам заходить к руководству чиновничьих структур и подписывать бесплатно необходимые документы.
И попробуй откажи. Тогда тебя можно поймать на взятке, и за деньги же потом отпустить.
К примеру, только в Киевском областном управлении только с начала этого года на взятках пойманы трое сотрудников. Двоих уже отпустили с миром. Третьего тоже отпустят.
Бабло побеждает зло.
Да и нет заинтересованных, чтобы вдруг кто-то что-то рассказал. Вот и отпускают их с миром, предварительно "обезжирив".
Такой вот платный аквариум.
Оттого и не усердствуют силовики. Да и не наблюдается политической воли весь этот отлаженный механизм ломать. Кто же будет его ломать?
Интересно, что все эти дикие игры по поимке и отпущению взяточников происходят обычно в полной тишине, подальше от СМИ. А то еще, не приведи Господи, нарушат процесс "обезжиривания"...
А в Киевском управлении уже дошло до заказной поножовщины между сотрудниками. Понятно, что там, где идут шальные деньги, всегда есть довольные и не очень. А обстановка – бандитская. Но об этом СМИ тоже, к сожалению, ничего не знают.
И это лишь по одному "разрешительному" направлению.
А сколько их всего? Уж точно, что не сосчитать за несколько попыток.
Зачем нужны все эти разрешители, если они сплошь и рядом разрешают незаконное?
Зачем все эти разнообразные многочисленные структуры, существующие за наши же деньги? Уж лучше бы сидел один грамотный человек в штате обладминистрации, и отвечал бы за все. С него бы и спрос. А с существующей армией, попробуй повоюй!
Или, как паллиатив, установить жесточайшую ответственность за незаконное разрешение. Но в это тоже верится слабо. Да и любую незаконную обстановку умники переворачивают во вполне законную. Впору тогда создавать еще один орган по образу внутренней безопасности.
Так какую "новую страну" мы строим?!..
Страну поднимающихся планов на взятки? Страну безответственности разрешающих чиновников с поднятыми кверху пальчиками? И обществом, захлебывающимся от тихой ненависти к построенной модели? Ведь подобная ситуация есть во всех городах и районах всех областей Украины.
Это – Система.
Все полезные и логичные действия исполнительной власти по реформированию экономики разбиваются об неё.
Начинать реформы надо с политической воли: жесточайшим образом ликвидировать весь этот денежный пылесос.
В противном случае, кто же в благие намерения власти поверит?..
Александр Черноморов, народный депутат Украины, специально для УП