Влада боїться жорсткого антикорупційного закону
На нынешний четверг в Верховной Раде запланировано рассмотрение президентского законопроекта об основах предотвращения и противодействия коррупции. Он был внесен Виктором Януковичем взамен ранее аннулированного пакета из трех антикоррупционных законов, предусматривающих очень жесткие меры контроля над деятельностью чиновников и суровое наказание за коррупцию.
Антикоррупционный законопроект президента уже прошел процедуру второго чтения, но не был принят окончательно. Разногласия среди депутатов вызвали три статьи: "Определение терминов", статья 1; статья 11 – "Специальная проверка лиц, которые претендуют на должности, связанные с исполнением функций государства"; статья 12 – "Финансовый контроль".
Наиболее же важным и принципиальным положением законопроекта, которое стало главным камнем преткновения, является норма о необходимости декларирования доходов и расходов не только непосредственно чиновниками, но и их родственниками.
Оппозиция добивается включения данной нормы в антикоррупционный законопроект, справедливо считая ее ключевой. Представители партии власти, напротив, пытаются убедить общественность, что эта мера все равно окажется неэффективной, а посему ее фиксация в законопроекте не нужна.
Одним из апологетов данной идеи является депутат фракции ПР Владимир Олейник. Неплохо владеющий ораторскими приемами политик, имеющий к тому же опыт работы в органах советского правосудия, регулярный гость ток-шоу на радио и ТВ.
Он настойчиво навязывает слушателю/зрителю одну и ту же мысль – отстаиваемая оппозицией норма не сработает. Чиновники будут оформлять незаконно нажитое коррупционное "добро" на друзей, шоферов, кумовей, любовниц и так далее. А раз так, зачем нужен этот пассаж об обязательствах родственников госслужащих?
Странная логика, тем более в изложении юриста, бывшего судьи и просто человека с большим жизненным опытом.
Во-первых, люди не вечны, тем более чиновники с их нервной работой. Да и в любой момент может случиться несчастный случай. И что?! Ведь все богатство, нажитое непосильным трудом, записано на "чужих" людей.
Друзья, шоферы и любовницы едва ли поспешат отдавать де-юре "свои" материальные блага жене и детям покойного.
Во-вторых, при сегодняшних нравах знакомые, шофера, кумовья, а тем более любовницы могут в любой момент "кинуть" своего благодетеля, не дожидаясь форс-мажоров. А как он в этом случае сумеет отобрать у них свои "кровные"? Напишет заявление в милицию?!
Олейник и его единомышленники ссылаются еще и на разъяснения "самого гуманного" Конституционного суда, который определил, что нельзя заставлять родственников чиновников декларировать свои доходы и расходы. Это нарушение Основного закона, заключающееся в ущемлении их прав.
Увы, КСУ не принял во внимание то обстоятельство, что во многих демократических государствах подобные радикальные антикоррупционные нормы действуют. И там никто не считает, что при этом нарушаются права "бедных" родственников.
Кроме того, Конституционный суд не учел, что если не применить столь жесткие меры к родственникам чиновников, то пострадают намного большее число простых граждан страны, жизнь которых была бы на много лучше, если бы чиновники-коррупционеры не наживались на них за счет взяток и "дерибана" государственного бюджета.
Наконец, данное антикоррупционное положение можно внести и в Конституцию. (Думается, общественность будет только "за"!). Если фракция Партии регионов в Верховной Раде поддержит такое изменение, за него проголосуют и депутаты БЮТ и остальные парламентарии.
Поэтому в ответ на аргумент депутата Олейника вспоминается мудрый афоризм: кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет – ищет причины!
Очевидно, что господин Олейник и партия власти не хотят принятия жесткого антикоррупционного закона. Потому усиленно "ищут причины" для того, чтобы не допустить существования в данном законопроекте действенных норм борьбы с коррупцией.
Кстати, комментируя ход реформ в Украине и снижающийся рейтинг президента, господин Олейник сказал: "Виктор Янукович, образно говоря, показал личным примером – "делай, как я". Ведь почему в народе раньше никогда не верили в эффективность и конечный успех тех или иных изменений? Потому, что их всегда начинали "с хвоста", решая проблемы за счет простых людей, так и не добираясь в конечном итоге до "головы".
Золотые слова! Остается самая "малость" – подкрепить их реальными делами. В том числе, в такой важнейшей сфере как борьба с коррупцией.
Однако, плутоватые месседжи Олейника, неприглядная история с "Межигорьем" Януковича и еще масса подобных историй свидетельствует об одном – власть не имеет искреннего желания всерьез бороться с коррупцией.
Юрий Глухов, для УП