Порочне коло
Я люблю УП за то, что она предоставляет возможность высказаться людям, отстаивающим очень разные, а порой и диаметрально противоположные точки зрения.
Грустно, что многие авторы "Украинской правды" стоят по разные стороны виртуальной баррикады, но винить за это издание было бы глупо – такова реальность современной Украины.
Нет нужды пересказывать сущность противоречий между Западной и Восточной Украиной – об этом и так слишком много сказано. Меня гораздо больше интересует то, что происходит со всеми нами на уровне подсознания.
Но для начала пару слов о себе. Я коренной харьковчанин. Мой отец – русский, а мать – украинка. Любопытно, что по украинской линии я состою в родстве с известным украинским писателем начала двадцатого века Архипом Тесленко.
В 1997 году я иммигрировал в Канаду, и именно за рубежом, в канадском Торонто, мне довелось впервые столкнуться с проблемой, которая подтачивает сегодня украинское общество.
Когда хозяин моего первого канадского жилья, иммигрант из Тернополя, узнал, что я харьковчанин, он неприязненно посмотрел на меня и медленно протянул: "А-а-а, москалику...".
По странному стечению обстоятельств мне удалось найти свою первую канадскую работу в хлебопекарне, принадлежавшей семье Вржезневких – в самом сердце украинской общины города Торонто. Не могу сказать, что меня там сильно обижали, но сразу спросили о моей национальности, а когда я честно признался, что по паспорту я русский, на мне поставили невидимое клеймо – "хороший парень, но...".
Было очень неприятно, тем более получить такое от соотечественников.
Не могу сказать, что я воспринял Оранжевую революцию с большим энтузиазмом. Конечно, я разделял всеобщее стремление к переменам, но многие лозунги тех дней до боли напоминали русофобскую риторику "старой" украинской иммиграции. Многое с чем я столкнулся тогда на страничках украинских вэбсайтов, стало для меня сильнейшим внутренним раздражителем.
Начитавшись торжествующе-воинственных статей (из лагеря украинских националистов) я уяснил, что совсем не вписываюсь в образ "истинного украинца", а даже если бы и попытался стать таковым, то не было никаких гарантий, что я буду принят в ряды "избранных", ибо смена идеологии никоим образом не избавляла меня от моих "москальских" корней.
Пришлось выбирать, и свой выбор я сделал. Затем со мной произошла ещё одна маленькая неприятность – я всей душой втянулся в словесную баталию Запад-Восток.
Ночами я просиживал за компьютером, жадно вчитываясь в источающие желчь страницы вэбсайтов. Я смаковал каждый виртуальный пинок, который наносился по ненавистным "бандеровцам" и переживал, когда камни летели в мой "москальский" огород.
Я не переставал думать об этом на работе и дома, стал раздражителен и с какой-то злобной радостью дискутировал на тему украинской политики. Уже тогда у меня возникло ощущение, что со мной происходит что-то ненужное, но окончательно эта мысль оформилась значительно позднее, и предшествовали этому немаловажные события в моей жизни.
В 2009 году я переехал из Торонто в Монреаль. Знакомство с культурой и историей Квэбека заставило меня взглянуть на украинские проблемы под несколько другим углом. Кстати, на страницах УП один из авторов писал, что федеративная модель канадского типа Украине не подходит, ибо неизбежно ведёт к развалу страны.
В качестве аргумента в пользу этого утверждения он приводил историю с референдумом 1980 года. События двадцатилетней давности поставили канадскую федерацию на грань распада.
Начиналось всё с французской колонии Новая Франция, которая занимала гигантскую территорию от Ньюфаундленда до Скалистых гор, от Гудзонова до Мексиканского заливов.
Французских колонистов на этом необъятном пространстве было ничтожно мало и занимались они в основном торговлей пушниной. Затем пришли англичане и колонию у французов отобрали.
"Великая" битва между французской и английской армиями произошла в 1759 году около Квэбек Сити. В ней участвовали менее десяти тысяч солдат и продолжалась она всего 15 минут. Победили в ней англичане.
Монреаль, который в то время был небольшим посёлком, перешёл под власть Британской короны, начал бурно развиваться и превратился в крупнейший промышленный и культурный центр Канады.
Поначалу британские власти отличались большой толерантностью, но пришёл момент, когда этой идиллии пришёл конец. Многие вероятно слышали о партии Квэбекуа, которая, выиграв выборы, взяла курс на отделение провинции от Канады?
Но не всякий знает, почему она смогла привлечь на свою сторону такое большое количество сторонников.
Так вот, в 60-тых годах в центре Монреаля невозможно было устроиться на работу даже грузчиком в магазине, если вы в совершенстве не владели английским языком. И это в городе, где франкофоны составляли около 80%!
Все управление провинцией, как и все денежные потоки, находились в руках англоговорящего меньшинства.
Казалось всё предрешено, но произошло невероятное – квэбекцы поднялись на борьбу за сохранение своей идентичности. Поначалу она вылилась в весьма оригинальную форму сопротивления – они начали усиленно размножаться.
Проблемы это не решило, но "процесс пошёл". На волне протеста сепаратисты выиграли выборы и инициировали референдум по вопросу отделения от Канады. Маятник качнулся в противоположную сторону. Несмотря на то, что на референдуме 59% жителей провинции проголосовали против отделения, это не остановило эскалацию напряжения в обществе.
Ходили слухи, что грядёт конфискация имущества англоговорящих.
Переименовывались улицы носившие английские названия. Опасаясь репрессий, тысячи людей стали покидать Квэбек. Перенесли свои штабквартиры в Торонто крупнейшие канадские банки. Бал правили эмоции – страх, неприязнь, жажда мщения.
Страдали, как всегда, простые люди, которые не вынашивали планов языковой экспансии и не смотрели пренебрежительно на своих сограждан с высоты властного Олимпа…
Партия Квэбекуа действительно много сделала для сохранения французского языка и провела социально-ориентированные реформы, но неудачная попытка отделения привела к колоссальным экономическим потерям. А что бы случилось, если бы Квэбек действительно отделился?
Канада без Квэбека превратилась бы в ещё один не самый процветающий американский штат, а Квэбек, скорее всего, ожидала бы та же участь, только на французском языке и культуре можно было бы поставить крест.
Хорошо, что верх взял здравый смысл, а федеральное правительство пересмотрело своё отношение к мятежной провинции – было официально введено двуязычие. В 2006 году премьер Харпер в своей речи признал Квэбек отдельной нацией внутри Канады.
Уже подрастает молодое поколение, для которого референдум и связанные с ним коллизии – это древняя история. Молодёжь в Монреале одинаково свободно владеет французским и английским...
Могут ли франкофоны и англофоны жить вместе? Конечно. Даже несмотря на то, что разница между ними огромна – культурная пропасть между квэбекцами и англоязычным населением Канады глубже, чем различия между жителями Востока и Запада Украины.
Пожив в Монреале, я почувствовал, что больше не в силах участвовать в виртуальном поединке "Запад-Восток". Я понял, что лучше понять и принять, чем пытаться переубедить. И нет ничего более бессмысленного и опасного, чем борьба с другой культурой.
Но вернёмся к Украине. Уважаемые читатели УП, вы действительно искренне надеетесь обратить оппонентов в свою веру? Считаете ли вы, что информационная битва, в которой вы с таким увлечением участвуете, служит делу построения процветающей Украины?
А если нет, то объясните мне, зачем спорить о Петре Первом и Мазепе, Сталине и Бандере, ОУНовцах и НКВДешниках? Эти люди жили в другое время, имели свою повестку дня и свои созвучные тому времени интересы.
Какой смысл вечно находиться в тени усопших? Неужели вы не способны оглядеться вокруг и принять свою собственную повестку дня, более созвучную второму десятилетию двадцать первого века?
Я знаю, что это невероятно тяжело. Тяжело избавиться от злобного червячка, грызущего изнутри и требующего всё новой пищи, состряпанной из информационной отравы.
Трудно отказать себе в потаённом удовольствии уколоть оппонента, жаль выныривать из мутного потока, который стал важной частью жизни, мыслей, эго.
Но это ещё не всё. Сознаёте ли вы, что каждый, кто втянулся в суррогатную битву за Украину ежеминутно и ежесекундно находится в состоянии латентного внутреннего конфликта, который заставляет разделять на подсознательном уровне на своё и чужое абсолютно всё – фильмы, любимых писателей, музыку, исторических персонажей!
Игра идёт по-крупному, и для того, чтобы расширить пропасть "свой-чужой" используются такие запрещённые приёмы, как подмена понятий. Скажите, можно ли ставить абсолютный знак равенства между Российской Федерацией и великой русской культурой?
Можно ли считать представителями русской культуры кучку кривляк с российских телеканалов или неуклюжую пропаганду в стиле уваровских "Самодержавие, Православие, Народность"?
Я думаю, что нет. А вот некоторые авторы украинских вэбсайтов считают – да!
А ведь русская культура не является госсобственностью Российской Федерации – она принадлежит всем нам в той же степени, что и россиянам, белорусам и другим народам, заложившим её фундамент.
А вы, уважаемые читатели с русскоязычного юго-востока, скажите мне, когда последний раз покупали книгу на украинском языке? Можно ли прожить без украинской культуры?
Я глубоко верю в то, что многокультурность – это Дар Божий, то, что делает нашу жизнь по-настоящему динамичной, насыщенной и интересной.
Украину ждёт прекрасное будущее, но дать старт этому будущему можете только вы, читающее эти строки, в этот самый момент, в себе. Если попробуйте изменить своё мироощущение, то очень скоро заметите, как и страна начнёт принимать узнаваемо западноевропейские очертания.
И начните с малого – попытайтесь поговорить с людьми, которых вы до сих пор считали своими оппонентами, на их родном языке. И вы увидите, как расцветает человек, с которым хотя бы пытаются говорить на его языке.
Поверьте мне, я знаю. И еще, одна маленькая просьба – не пишите в комментариях к этой статье сакраментальное: "Э-е-е, москалику"… Будьте счастливыи хай щастить, друзi!
Алексей Занегин, Монреаль, Канада, для УП