Навіщо в системі нинішньої влади потрібні прем'єр-міністр і Кабінет Міністрів?

Середа, 23 березня 2011, 16:49

18 марта Верховная Рада проголосовала за президентский законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "О Кабинете министров Украины", который существенно сокращает права премьер-министра, лишая его возможности влиять на систему центральной и местной исполнительной власти.

В соответствии с ним кадровые функции – назначать и не только министров, но и их заместителей, а также руководителей центральных органов исполнительной власти – переходят к президенту.

Как весьма точно определил сущность данного документа вице-спикер парламента Николай Томенко: "Фактически премьер-министр становится номинальной фигурой, а ключевые полномочия переходят к чиновникам администрации президента… то есть в Украине… создана президентская республика".

В связи с этим возникает ряд вопросов: зачем нам нужен премьер министр? Зачем нам нужен Кабинет Министров?

Классической моделью президентской системы государственного правления считаются США, где она и была впервые в мире создана в 1787 году в результате принятия Конституции.

В этой модели функция формирования правительства принадлежит президенту. Поэтому правительство в США так и называется – администрация президента.

В Украине же в результате политических "реформ" и контрреформ 2010 года фактически образовалось два правительства:

- администрация президента, которая вырабатывает правительственные решения и осуществляет кадровую политику в исполнительной власти (а реально, не только в исполнительной);

- Кабинет Министров, который реализует решения администрации президента, и в то же время отвечает за них, и который, после внесения изменений в закон о КМУ, лишен функции осуществления кадровой политики.

Зачем Украине два правительства?

Чтобы быть последовательной в своей деятельности по переходу от смешанной системы государственного правления к чисто президентской, нынешней власти необходимо ликвидировать Кабинет Министров и передать все его функции администрации президента, а функции министерств – соответствующим управлениям АП.

Рациональность такого шага обусловлена двумя причинами:

1) в этом случае в Украине, как во всех цивилизованных государствах, будет одно центральное правительство;

2) орган, который вырабатывает решения, станет за них и отвечать.

По поводу данного предложения могут возникнуть сомнения: как это правительство без министров и министерств?

Но ведь в США нет министров и министерств. Это у нас пишут, например, министр обороны США и министерство обороны США, а в оригинале эта должность называется Secretary of Defense (секретарь обороны), а это ведомство – Department of Defense (департамент обороны).

Так и со всеми прочими американскими "министрами" и "министерствами".

Единственный более-менее правильный перевод должности в правительстве США и правительственного ведомства – это государственный секретарь (Secretary of State) и государственный департамент (Department of State).

Потому в контексте классической модели государственного правления будет вполне нормально, что руководители отраслевых структур исполнительной власти будут называться не министрами, а руководителями управлений, а сами структуры – не министерствами, а управлениями администрации президента.

Но самое главное в таком преобразовании заключается в том, что будет ликвидирована должность премьер-министра, ибо в классической модели президентского правления правительство не только фактически, но и номинально возглавляет президент.

Президент выступает в трех лицах: глава государства, глава исполнительной власти и глава правительства.

Описанное выше преобразование исполнительной власти полностью отвечает духу административной реформы, которую начала проводить нынешняя власть, ибо:

- во-первых, значительно сократится административный аппарат;

- во-вторых, ликвидируется дублирование исполнительных структур;

- в-третьих, повысится ответственность за принятие правительственных решений и их претворение в жизнь.

Но возникает вопрос: можно ли такую модель закрепить на законодательном уровне? Вероятнее всего – нет. И не столько потому, что это требует внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины.

Если захочет, нынешняя власть вполне способна мобилизовать триста голосов народных депутатов. Но она не захочет, ибо тогда тем, кто принимает правительственные решения, придется за них отвечать.

Что такое премьер министр и Кабинет Министров в системе нынешней власти? Это "козлы отпущения", на которых, в случае необходимости, можно списать все просчеты и упущения.

Мол, президент и его администрация принимали правильные решения, а премьер-министр и его кабинет неправильно их понимали и, соответственно, реализовывали.

Для этой роли премьер и Кабмин еще очень пригодятся. Особенно, если учесть, что через полтора года в Украине должны состояться очередные парламентские выборы.

Александр Романюк, член президиума Харьковской ассоциации политологов, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування