Політичні метелики Ігоря Рибакова

Четвер, 17 лютого 2011, 12:08

Оглашение о создании депутатской группы "Реформы ради будущего" во главе с Игорем Рыбаковым стало очередным поводом поговорить о перспективах украинского парламентаризма. Зачем была создана эта группа? Кому это выгодно?

Какую идеологию или хотя бы идейные позиции исповедует новоявленная группа? Чьи позиции будут выражать и отстаивать Рыбаков и Ко? Кто давал им мандат на проведение некой самостоятельной политики в стенах парламента? И будет ли у "Реформ ради будущего" вообще какая-либо самостоятельная политика?

В депутатскую группу Игоря Рыбакова за исключением Ивана Плюща и Тараса Черновола вошли еще 17, по мнению автора, совершенно непримечательных депутата, мало известных широким кругам общественности. Личная мотивация каждого и членов новой группы напрашивается сама собой и выражается расхожей украинской поговоркой "гуртом і батька легше бити".

Очевидно, что, если каждый в отдельности внефракционный депутат мало влияет на процессы в парламенте, определяемые фракциями и стоящими за ними партиями, то 20 депутатов, объединившиеся в группу – достаточно серьезная сила, которая может отстаивать определенные интересы.

Вопрос в другом: чьи это будут интересы? Поскольку никакой самостоятельной программы либо политической платформы у группы Рыбакова нет, а за пафосным название "Реформы ради будущего" не скрывается никакого внятного смысла, можно предположить, что отстаивать члены группы будут исключительно собственные интересы.

То есть в случае схожести личных задач членов группы и наличия некоторой координации, депутатская группа будет достаточно эффективным лоббистским инструментом, позволяющим внефракционным депутатам участвовать в парламентской игре. И в некоторых случаях даже выставлять условия парламентским стейк-холдерам.

Таким образом, создание первой в нынешнем созыве депутатской группы является свидетельством начала структурирования парламентского "болота" – внефракционных депутатов, по разным причинам покинувших или изгнанных из своих политсил и фракций, но имеющих горячее желание хоть вместе продолжать влиять на парламентские процессы.

Дополнительной мотивацией для объединения внефракционных "тушек" в группы также может быть осознание невозможности попасть в следующий парламентский созыв по спискам тех партий, по которым они пришли на нынешнюю каденцию.

Поэтому депутатская группа для них – либо потенциальная основа для возможного создания партии, которая вполне могла бы поучаствовать в следующих выборах, либо подспорье для мажоритарного выдвижения, если избирательная система будет изменена. В данном случае поведение депутатов, объединившихся в группу, напоминает бабочек, летящих к огоньку своего самосохранения в политике.

Однако значительно важнее здесь не вопрос индивидуального политического будущего каждого из внефракционных депутатов, а вопрос будущего украинского парламентаризма.

Создание групп в парламенте, избранном по пропорциональной (!) системе, является прямым нарушением электоральной логики делегирования полномочий от избирателя к представителю, которым в нашем случае является народный депутат. Ведь группе "Реформы ради будущего" никто не давал мандата на проведение какой-либо политики, ее платформу не оценивали избиратели, она не имеет социальной базы из голосовавших за нее граждан.

Таким образом, создание группы Игоря Рыбакова еще более отдаляет парламент от избиравшего его общества, формируя прецедент, когда определенное влияние на законодательную политику получают люди, не получившие для этого представительского мандата.

Ведь представительский мандат в 2007 году получали не 20 депутатов, а 5 партий и блоков, победивших на выборах. Поэтому подобный прецедент угрожает нивелированием представительской функции парламента, соответственно, снижая уровень легитимности принимаемых им законов.

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану

Дорогою ціною