Національне питання: відокремити зерна від полови
Когда речь заходит о национальной политике в Украине и, собственно, о национальном вопросе, упоминают целый блок проблем-индикаторов: язык, миграция, история, образование, литература и тому подобное. Но это все – частности, следствия.
Подлинная национальная политика состоит несколько в ином, более глобальном. А именно – в создании условий для возникновения у граждан желания самоидентифицировать себя с государством Украина.
Такое желание можно назвать "патриотизмом". Хотя, в виду заангажированности и девальвации этого термина, его следует использовать осторожнее. Однако же, очевидным является следующее:
Любая государственная власть по определению заинтересована в максимальном количестве таких "граждан-патриотов-государственников".
Какие условия могут способствовать этому?
Если идти по стандартной схеме "гуманитарного блока", то глобальный патриотизм овладеет Украиной, когда абсолютное большинство будет разговаривать на украинском языке, учиться в украинских школах, покупать украинские книги, чтить память одних и тех же героев и так далее. Утопичность и нереалистичность этого пути могут посоревноваться только с его же неэффективностью.
Недавно, на проходившем в Одессе форуме, один доктор наук, отстаивающий вышеизложенный путь, окрестил меня и коллег "украинцами российского происхождения". Это было совершенно нелепо, ведь род мой идет из самого сердца Украины – Кировоградской области, а практически все родственники, которых мне посчастливилось застать, также украинцы.
Я считаю себя украинцем. И, тем не менее, говорю на русском языке, читаю книги на русском, не разделяю националистических воззрений на историю нашей страны и прочая, и прочая… Неужели двери в "патриотический рай" для меня и тысяч моих земляков – наглухо закрыты? Будто бы и не рай это вовсе, а небезызвестный львовский подвальчик, куда без пароля никак?..
А теперь представим, что люди с взглядами, подобными моим, попадают во власть. И теперь они олицетворяют государство – не страну, а именно государство! – Украина. Какие варианты ведения национальной политики открываются перед ними?
Во-первых, насильственная русификация. Вариант, исторически себя не оправдавший, этически (лично для меня) неприемлемый.
Во-вторых, украинизация, которая в этом контексте выглядит еще более неуместной. Ведь лицемерие политика впервые проявляется не тогда, когда он не выполняет обещаний, данных избирателям, а когда отступает от собственных убеждений и предает свои принципы.
Третий вариант, на мой взгляд, оптимальный – либерализация, мультикультурализм. Главный вопрос: не помешает ли либерализация в области культуры, плюрализм в трактовке истории и прочее – воспитанию подлинного патриотического духа и любви к своему государству? Прошу не путать "воспитание духа" с военными песнями – у каждого они свои, у костра на пикнике.
По моему глубокому убеждению – нет, не помешает:
а) возможность жить в родной стране и при этом быть свободным в выборе своих убеждений – это есть неоспоримое благо;
б) условия для этой максимальной самоидентификации проживающих в стране с государством Украина связаны не только с "гуманитарным блоком", а напрямую зависят от уровня удовлетворения экономических потребностей.
Почему Украина так рьяно кичится европейским выбором? А, собственно, "Европа", наряду с "демократией", стали "ласкательными словами", эдакой фишкой, которые каждый уважающий себя публичный политик должен хотя бы по разу употребить в каждом абзаце? Глупейшее словосочетание – "европейская ментальность"...
Так вот, неужели дело в нашем преклонении перед этой "ментальностью", неужели наш европейский выбор продиктован желанием перенять педантичность немцев, импульсивность итальянцев? Или же традиции англичан нам больше по нраву, чем собственные? – Очевидно, что дело обстоит иначе.
Говорим "Европа" – думаем "статус", "сервис", "обеспеченность" и прочие молочные реки (Темза, Сена) с соответствующими кисельными берегами.
Наш европейский выбор – это не духовное единение с гордым народом Люксембурга, а нежелание ездить в плацкартах, где расстояние между второй полкой и на кой-то ляд сохранившейся третьей не превышает 50 сантиметров.
Нация – категория сугубо политическая, по крайней мере, в научных кругах эта точка зрения поддерживается большинством. Она не зависит прямо ни от биологической породы людей – расы, ни от общностей, образованных по принципу соответствия традиционных и культурных практик – этносов. Если верить небезызвестному Бенедикту Андерсену, то нация – исключительно воображенное сообщество.
Для подкрепления этого тезиса приведу два примера.
1. Научный. В работе "Раса. Нация. Класс", один из самых известных современных социальных философов, Иммануил Валлерстайн, приводит пример "иллюзорности нации", обращаясь к опыту апартеида в ЮАР. Тогда в государстве был принят закон, разделяющий всё население на 4 группы-касты, с разными правами в зависимости от происхождения: европейцы, "банту" – коренные жители, метисы – потомки смешанных браков, и азиаты-индийцы.
Когда в ЮАР стали активно приезжать японские инвесторы, сложилась достаточно деликатная ситуация. И, дабы уровнять их в правах с европейцами, японцам был дан статус "почетных белых".
2. Разговорно-бытовой. Помните старый анекдот, в котором повествуется о браке еврейки-хасидки с чукчей? После того как родственники подарили жениху деньги, машину и дом, настроенный до этого скептично отец невесты воскликнул: "Товарищи евреи! Какие же это чукчи – это же японцы!"
Таким образом, нация – это политическая, а не природная, крайне сложная и динамичная категория, которая в современных реалиях совершенно не соответствует примордиалистским представлениям о ней.
То о чем говорилось выше – построение общества, в котором граждане добровольно бы идентифицировали себя и со страной, и с государством Украина – это и есть переформулированная проблема конструирования украинской политической нации. И ключом к этому является повышение экономического благополучия граждан.
Ведь для среднестатистического жителя гораздо приятнее быть украинцем, если "украинец" – это "успешный", "обеспеченный" и так далее.
Подлинная национальная политика должна быть направлена на повышение статуса Украины и "украинцев".
И лозунг "Украинцем быть модно/круто/престижно!", произнесенный на русском, татарском, украинском – без разницы! – сможет объединить народ сильнее, чем любая гуманитарная стратегия навязывания властвующей группой своих принципов остальным.
Антон Авксентьев, специально для УП