Безстроковість перспектив

Вівторок, 04 січня 2011, 13:06

Зачем украинцам в Европу? Вопрос выглядит риторичным. Одни, на волне четвертой трудовой миграции, едут искать счастья и доли. Другие стараются им помочь обрести искомое, взяв на себя миссию евроинтеграторов.

Как показало время, эта миссия бессрочна в своей перспективе.

С одной стороны, ее бессрочность зависит от границ с сопредельными государствами, тенизации экономики, разбалансировавшейся власти, наличия/отсутствия демократии, соблюдения принципов верховенства права и прав человека, коррупции, различных стандартов и так далее, и так далее… Список не полный, хотя бы по той причине, что он каждый раз "уточняется" в сторону увеличения.

Названные причины-критерии были озвучены в Брюсселе сразу же с момента евроинтеграционного движения и записались в соглашения, планы, резолюции.

С другой стороны, здесь явно присутствовали и те причины, которые и не назывались, и в документы не записывались. Но значимость их для евроинтеграции не менее важна, ибо она диктуется готовностью самого Евросоюза принять Украину в качестве равноправного члена. С ее территорией и количеством людей. С полным неведением Брюсселя и разностью взглядов в столицах стран-членов Сообщества о границах ЕС на востоке и юге.

Сомнения различного рода еще более запутал кризис, который поставил некоторые страны ЕС на грань дефолта. Теперь они все больше задаются вопросом о целесообразности расширения за счет уже названных стран-кандидатов, при постоянном росте дефицита бюджета и госдолга, безработицы.

Что им прибавят новые страны?

У правящих элит нет ни согласованного плана выхода из кризиса в межгосударственном разрезе, например, надо ли "сбрасываться" на спасение Греции, ни концептуального. Все зависит от политических взглядов представителей различных партий.

Консерваторы и либералы, заняв господствующие высоты в Брюсселе и в большинстве столиц стран ЕС, в причинах кризиса усматривают непомерность социальной сферы, благами которой пользуются не только те, кто ее нарабатывал и отвоевывал. Соответственно, такое понимание причин определяет и меры по выходу из кризиса. Главная из них – жесточайшая экономия за счет свертывания целого ряда социальных программ. Здесь и увеличение пенсионного возраста, и плата за образование, и повышение налогов на труд.

Абсолютно другой подход и видение причин кризиса, выход из него, называют главные оппоненты либералов и консерваторов – социал-демократы, социалисты и лейбористы. Что и было озвучено ими на расширенном заседании Совета Партии европейских социалистов (ПЕС) в Варшаве, в декабре текущего года. Сам слышал.

Здесь в качестве основной причины кризиса называлась бесконтрольность рынка, в частности, финансового, проводимые здесь спекулятивные операции, а также расточительность банков на "собственные нужды".

По мнению социалистов, миллиардные вливания во спасение банков, инициированные либералами, привели с начала кризиса к увеличению государственного долга на 35%. К концу 2011 года он составит 6 тысяч евро на каждого жителя Европы, в то время как работу уже потеряли 7 миллионов человек.

Мрачные прогнозы социалистов подтверждает и Евростат, который называет цифру безработных к концу 2010 года: 25 миллионов человек.

Участники собрания в Варшаве предложили свой план выхода из кризиса, сердцевиной которого является сохранение рабочих мест, экологически ориентированный рост, восстановление социальной Европы, как главного завоевания их предшественников.

Достичь этого, по мнению нынешних европейских социалистов, возможно не за счет простых людей, которые не должны расплачиваться за кризис дважды, а путем ужесточения контроля над финансовым рынком и увеличения налогов на проведение финансовых операций.

Как видим, в своих заботах и те, и другие – не видят, как их разрешить с помощью Украины. Во всяком случае, за счет вхождения ее в ЕС.

Это подтверждают и постоянно звучащие заявления еврочиновников, и предложенная Украине политика Восточного партнерства как результат саммита Украина-ЕС 22 ноября 2010 года, и резолюция Европарламента по Украине от 25 ноября текущего года.

Да, были доброжелательно-рекомендательные высказывания главы Комитета по иностранным делам Броко и комиссара ЕС по вопросам расширения и европолитики соседства Фюле – о равенстве перед законом и власти, и оппозиции, а также о соблюдении фундаментальных прав при утверждении стабильности.

Но на этом фоне, как приговор, прозвучало заявление Верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики Катрин Эштон: "Украина не стремится в ЕС. Раз так, то надо ли нам, европейцам, брать на себя какие-то конкретные обязательства?"

В результате современная украинская власть, как евроинтегратор, в своей бессрочности напоминают одного из салтыковских персонажей времен Крымской компании 1853-1855 годов, который довольно оригинально выразил удобство момента для победы в ней русских войск: "У врагов наших есть нарезные ружья, но нет усердия-с".

У нас же хотя нет нарезных ружей, но есть усердие-с.

Если отбросить шутки в сторону, то ситуация с евроинтеграцией теперь во многом зависит от воли украинской власти: повернуть не совсем удобную для нас схему "в рамках восточного партнерства" – в рабочую.

Начиная с реализации технической части Плана действий по получению безвизового режима. С введения биометрических паспортов, ратификации Конвенции СЕ о защите персональных данных, создания электронного демографического реестра.

Тогда и там, в Европе, и для "пересичного" украинца – будут видны вот те самые стремления, чтобы прорубить окно в бессрочности обязательств евроинтеграции.

Разность мнений по поводу стремления и готовности Украины быть членом ЕС (можно ассоциированным), упомянутые в названных, и неназванных выше документах, наталкивают на следующую мысль:

Необходим поиск в среде людей, определяющих "протяженность" нашей "бессрочности" – не только тех, кто подсказывает, как быть, но прежде всего тех, на кого можно реально опереться для поддержки.

Даже в том случае, если и им не до нас.

Если хорошо поискать, можно найти какие-то общие интересы. Конечно, хорошо быть в дружбе со всеми, но так не бывает. Неплохо – опираться на большинство. Но в их офисы сегодня протоптали дорогу представители оппозиции к сегодняшней власти, которые видят евроинтеграцию без нее.

Как показали события вокруг и накануне принятия Резолюции от 25 ноября 2010 года – многое в ЕС, его структурах, зависит и от меньшинства.

С одной из ее фракций совсем недавно представители Партии регионов подписали техническое соглашение. Об обмене информацией. Но и оно обязывает. Обе стороны.

Виталий Шибко, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану

Дорогою ціною