Абетка іновацій

Четвер, 20 січня 2011, 14:42

Украинские политики частенько любят ввернуть в свою речь модное словечко "инновационный". После него обычно идут пассажи о необходимости увеличивать отчисления на образование и науку, создавать технопарки и строить кремниевые долины. Некоторые говорят о необходимости увеличить долю сферы услуг в ВВП, которая сегодня преобладает в развитых странах.

Эти поверхностные суждения об инновационной экономике девальвируют само это понятие, превращая его не более чем в расхожий штамп. Про инновационную экономику написаны сотни статей, десятки учебников и тысячи докладов.

Однако Украина даже не нащупала свой вектор инновационности, потому что старые стереотипы и советский опыт мышления все еще преобладают в умах украинской политической элиты.

Преодолеть стереотипы

Инновационная экономика – это, прежде всего, высокая производительность труда. Вряд ли с этим кто-то поспорит, но в действительности все не так просто. На практике в Украине, как и в ряде других постсоветских государств, реализуется политика искусственного удержания рабочей силы на предприятиях.

Вспомните инвестобязательства, заложенные при продаже "Криворожстали" или условия конкурса по "Укртелекому" - все они содержат требование об обязательном сохранении численности персонала в течение такого-то времени.

Эти требования, как правило, стоят рядом с другими – об увеличении прибыли, доходов и выплате дивидендов, что само по себе абсурдно.

Собственника, сокращающего персонал за счет автоматизации производства, едва ли кто-то похвалит. Скорее, наоборот, его действия станут поводом для длительных и скрупулезных проверок контролирующими органами.

Такой подход демотивирует владельцев крупных предприятий модернизировать производства, поскольку такая модернизация лишена или почти лишена экономического смысла – она не дает никакой экономии. В результате мы будет продолжать выпускать преимущественно сырье и полуфабрикаты, причем с достаточно высокой себестоимостью.

Такой подход на корню подрывает конкурентоспособность украинской экономики. Государство расписывается в своей неспособности на практике реализовать политику опережающего создания рабочих мест. Зачем? – персонал трудоустроен, пусть даже его квалификация невелика, а зарплаты мизерны.

Такая позиция находит поддержку и у инертных профсоюзов, протестная составляющая деятельности которых давно атрофировалась. Профсоюзные лидеры куда ближе к чиновнику и владельцу предприятия, чем к членам своей организации.

А все потому, что чиновник и собственник при желании может отобрать профсоюзную собственность, за счет которой живет большая часть профсоюзной номенклатуры.

Большое достижение профсоюза – выбить пару сотен гривен добавки к заработной плате вне зависимости от производственных показателей. Тогда как главная задача этих массовых общественных организаций – стать партнером владельца предприятия в вопросах увеличения повышения квалификации персонала и роста производительности труда.

Результат – растущие прибыли, которыми собственник делится с сотрудниками в виде прибавок к зарплате. Дееспособные профсоюзы должны занять место иждивенческих организаций и стать опорой инновационной экономики.

Ставка на предпринимательство

Далее. Инновационная экономика невозможна без критического количества амбициозных людей, готовых рисковать своими деньгами и временем. Эти люди – предприниматели, вес которых в Украине ничтожен, а положение незавидно.

Нельзя говорить об инновационном пути развития в стране, в которой малый и средний бизнес обеспечивает не более 10-15% ВВП. И даже эти люди заняты, преимущественно, в сфере торговли, а не в производстве реальной продукции.

Условия работы предпринимателей отвратительны, и проблема не ограничивается одной лишь упрощенной системой. Насквозь коррумпированная государственная машина, необходимость делиться с государством, не столько уплачивая налоги, сколько давая взятки, на корню убивают предпринимательскую инициативу.

Если в Украине нормально не могут работать даже украинские предприниматели, частично адаптировавшиеся к враждебной среде, то об иностранном инвесторе, привыкшем работать совсем в других условиях, отечественная реальность и вовсе оказывается неподъемной. В итоге Украина проигрывает борьбу за инвестора. А без инвестора и речи об инновациях быть не может.

Налог на пустоту

Наша налоговая система изначально не поддерживает инновационный путь развития экономики. Мы слишком рано переняли европейский опыт, введя НДС. Нам пока нечего перераспределять – добавленная стоимость в Украине находится на ничтожно низком уровне.

В США – стране, которая в рейтингах национальных инновационных систем занимает стабильное первое место, нет налога на добавленную стоимость. Почему? – да потому что производства с высокой добавленной стоимостью – цель политики правительства Штатов и сдерживать ее налогами, с точки зрения американских властей, глупо.

В Украине, основой экспорта которой остается металлургическое сырье и полуфабрикаты, примитивные минеральные удобрения и зерно, добавленная стоимость – это фикция.

Налоговая система не стимулирует вкладывать деньги в переработку сырьевых ресурсов.

"Когда вы тратите деньги на получение знаний – это развитие науки. Когда вы превращаете знание в деньги – это инновации". Такое определение инновациям дал однажды бывший премьер-министр Финляндии. И оно удивительно точное.

Понятие инноваций идет в ногу с такими понятиями, как коммерческая целесообразность и практическое значение. Нельзя получить инновационную экономику, донельзя раздув штат Национальной Академии наук, большинство членов которой неизвестны мировой науке, а индекс цитируемости этих ученых стремится к нулю.

Фундаментальную науку, лицом которой является академия наук, нужно радикально реформировать, финансируя проекты на конкурсной основе и присваивая ученые звания по критерию числа и популярности публикации ученого в научной среде.

Какие знания нам нужны?

Фундаментальная наука важна, но для инновационной экономики еще важнее создать инфраструктуру получения знаний.

В глобальном мире ни одна страна, ни одна корпорация не может обзавестись достаточным числом научных лабораторий, чтобы поспевать в ногу со временем. Знания покупаются и продаются: тот, кто первым выявил новое знание и нашел ему практическое применение – тот и выиграл.

Удешевить процесс приобретения новых знаний можно с помощью коммерциализации университетов – процесса, охватившего сегодня весь развитый мир. Университеты становятся центрами предпринимательства, они обрастают частными фирмами, производящими высокотехнологичные услуги и продукты. Эти фирмы предъявляют спрос на очень конкретные знания, и университеты отвечают на эти запросы.

Так формируется спрос и предложение на коммерческие разработки. Такая система позволяет решить проблему "перепроизводства" ненужных кадров. Сегодня многие говорят о подготовке избыточного числа экономистов и юристов – будущих безработных. Коммерциализация университетов позволит решить эту проблему.

Правительство и президент анонсировали масштабные реформы в стране. Реформа налоговой, таможенной систем, пенсионная, коммунальная и административная реформы должны проводиться исходя из правильного понимания инновационной экономики.

Никакие национальные проекты, какими бы масштабными они ни были, не дадут того импульса развитию экономики, какой даст создание условий для привлечения инвестиций и проведения модернизации. Только такие реформы будут не просто непопулярными, но и эффективными. Равно как и предпринимательство, реформаторская деятельность – это большой риск.

Сегодня Украина нуждается в политиках, готовых рисковать.

Давид Жвания, председатель подкомитета по вопросам интеллектуальной собственности и инновационной деятельности комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования, член коллегии ХДС

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Фатальна безсилість

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану