Джокер Майдану, що не зіграв
В современной Украине есть три реальных центра силы: политико-административный – АП, кабмин, ВР; олигархи; и улица. Иногда в борьбе за свои интересы улица остается единственным аргументом. Джокером.
Именно этот аргумент был и у предпринимателей, протестующих против Налогового кодекса на Майдане.
Своего плацдарма в политико-административном центре у них не было.
Наоборот, там основные группы влияния приложили все усилия для того, чтобы использовать Майдан-2 в своих интересах. Больше всего в этом преуспели группа Лёвочкина и "Батькивщина".
Первые – потому, что смогли организовать наложение вето на детище Азарова. Причем вкупе с уничижительной риторикой президента о содержании документа, над которым месяцы кропотливо корпели в Кабмине.
"Батькивщину" же можно причислить к победителям, потому что с акцией протеста, в конце концов, все получилось по их сценарию: экономические требования протестующих удалось переформатировать в свои политические, конвертировать организационную поддержку акции в политический вассалитет ее организаторов, и поставить нужную себе финальную точку в акции – в виде организации референдума со своими вопросами.
Второй группы поддержки – крупных олигархов, поддерживающих своими ресурсами движение, – у протестующих не было в принципе.
Власть, выражающая интересы крупнейших олигархических групп, в истории с Налоговым кодексом никоим образом не зацепила эти интересы. У олигархов, чувствующих себя эдакими неприкосновенными гигантскими акулами, хозяевами в океане – не было никакого прикладного интереса в поддержке "чужой войны" мелких пираний с Хозяином океана. Для них жизненно важно прямо противоположное: сохранение ровных конструктивных отношений с властью ради сохранения своих схем и привилегий.
Даже у владельцев рынков, которые приложились к организации выгодных себе "здесь и сейчас" протестов на Майдане, не было никакого резона вкладываться в организацию и поддержку постоянно действующих структур предпринимателей.
Потому что вполне может получиться так: сегодня – структура проводит эффективный протест против законодательных инициатив в Центре, завтра – на месте против инициатив руководства родного рынка. Критерий деятельности такой структуры будет один: задеты интересы предпринимателей.
Поэтому у протестующих была единственная возможность заставить власть не только слушать, слышать, но и услышать свои требования, заставить вести с собой реальный и равноправный диалог – это организация многотысячных уличных протестов.
Собирать сотни тысяч на площадях областных центров не было необходимости. Практика уличных протестов говорит о том, что хорошо организованный митинг в 20 тысяч человек – это тот уровень, при достижении которого силовой разгон протестной акции в современных условиях осуществить уже не возможно.
20 тысяч в каждом областном центре организовать, конечно, сложно. Но обеспечить такой уровень постоянно действующих "условно идеологических сторонников акции" в Киеве – ведь удалось на "Майдане-1½ " в 2007-ом, той же Партии регионов…
В нынешней акции протеста предпринимателей "уличный джокер" не сыграл как раз потому, потому что у предпринимателей не было фундамента в регионах. Фундамента, необходимого для организации постоянно действующей многотысячной идейной акции в Киеве.
В отличие от тех же финансово-мотивированных спонсорами ПР митингующих-2007, участники Майдана-2010 были безусловно идейно-мотивированными – потому что тут напрямую решался вопрос их личных доходов, их трудоустройства.
И будь у предпринимателей собственные структуры в регионах, с отлаженной работой, они смогли бы выдержать до конца свою изначальную линию на дистанцирование от политических сил.
В реальности же получилось, что предприниматели начинали 22 ноября свою акцию, четко и недвусмысленно отстроившись от политических сил и борясь за свои, насущные, экономические требования.
А закончили 6 декабря – митингом под флагами "Батькивщины" и "Свободы", создавая под руководством Турчинова инициативную группу по организации референдума о досрочном прекращении полномочий президента и парламента...
Этот пример наглядно показывает актуальность вопроса строительства эффективных, а не эфемерных, структур в регионах.
Именно эти структуры дают возможность, в том числе, и организовывать действительно всеукраинские акции. И обеспечивать надежные тылы в Центре своему авангарду, который способен держать выбранный курс, лишь имея солидную поддержку своих структур в регионах.
Это даст возможность обеспечить ресурсное наполнение одного из трех реальных рычагов власти – уличные протесты.
Судьбоносная развилка
Взятый предпринимателями до 22 января следующего года тайм-аут станет моментом истины.
Если "Батькивщина" сумеет удержать свой курс на доминирование в предпринимательском движении – о появлении в Украине давно назревшего движения по защите интересов среднего класса, мелкого и среднего предпринимателя придется в очередной раз забыть.
В этом случае сила и энергия предпринимательского протеста, оформившиеся на Майдане-2, уйдут в "копилку" конкретной политической силы, которая переживает затяжной организационно-идеологический кризис. И в силу разочарованности населения действующими политическими силами, требования предпринимателей не способны будут прозвучать так, как могут – действительно ярко и мощно.
Второй вариант – оформление самостоятельного движения по защите прав предпринимателей.
Некое подобие того, что в Америке проявилось как "Движение Чаепития", возникшее на волне защиты бизнес-климата в стране и выступающее против усиления роли федерального центра и растущих трат на содержание бюрократического аппарата.
В каких именно формах движение по защите экономических и политических прав активного предпринимательского сословия может проявиться в Украине – покажет будущее. Как наглядно продемонстрировали закончившиеся в понедельник протесты на Майдане, в настоящий момент имеются реальные предпосылки для его оформления.
Эти же протесты также наглядно продемонстрировали и другое.
"Американское Чаепитие" является широким движением низов, "корнями травы". Украинское движение по защите прав предпринимателей может состояться как реальная сила лишь в том случае, если будет строиться снизу.
Не из Киева, сверху – в регионы, а наоборот – строиться внизу, на местах.
И, получив в регионах свое организационное оформление, идти наверх и завоевывать там сторонников: и в политическом Центре, и среди олигархов.
Последнюю задачу удастся выполнить после того, как движение – будь оно оформлено партией, общественным движением или конфедерацией профсоюзов – станет всеукраинской силой с эффективно действующими региональными структурами.
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования имени Липинского, специально для УП