Сучасні реалії України: торжество антипатріотизму

Вівторок, 14 грудня 2010, 14:27

С молодых лет я ощущал ответственность за страну, в которой мне суждено было родиться. Это, наверное, и есть гражданская позиция, которая, если хотите, не терпит фальши.

И если в человеке есть здоровое ядро совестливости, порядочности, то в синтезе с гражданской позицией и рождается патриотизм.

Герой может только в том случае не дрогнуть, идя на подвиг, если имеет мужественное сердце и чистую совесть. Мы знаем множество примеров героизма не только в годы Великой Отечественной войны, но и в период современных войн в Афганистане, в Чечне.

Можно вспомнить подвиг российского спецназа в Беслане, когда ценой своей жизни молодые парни спасали детей от озверевших бандитов. Про этих ребят, которые сознательно пошли на смерть, прикрывая своими телами детей, и погибли, не дожив и до 30 лет, сегодня слагают песни.

Уверен что и среди нас живет много неприметных с виду, скромных людей, которые в трудную минуту так же, как те парни в Беслане, положат жизнь за ближнего, за Отчизну.

Патриотизм познается в беде, так же как и друг

Герои – это, несомненно, люди с патриотической духовной составляющей. Героизм – это производное от патриотизма, на мой взгляд. Это две тесно связанные между собой категории.

Нельзя быть героем или патриотом на час, а все остальное время заниматься подличанием. А если у кого-то это получается, то тогда это уже показушный патриотизм. Тогда это уже не герой, а выскочка, человек, торгующий Родиной ради достижения конъюнктурных целей, лицемер-бахвал.

На своем веку мне приходилось встречаться с такими людьми. Особенно сильно жизнь проехалась по мне в памятные ранние 90-тые, когда те, кому верил, от меня отвернулись с такой же легкостью, с какой отвернулись вообще от всего, что до этого связывало их кровными узами с Родиной.

Этих людей оказалось не так уж мало. Они в одночасье вдруг превратились в иванов, не помнящих родства. Тогда при встречах на улицах, помню, знакомые стеклянными глазами смотрели на меня как на невидимку. А все от того, что я не захотел, как они, отречься от советской Родины.

Некоторые мне говорили, подмигивая: "Парень, хватит быть белой вороной, можешь оставаться в глубине души, сколько тебе влезет, патриотом, но времена Павок Корчагиных прошли, проснись, на дворе новое время, нас ждет Европа! Затаись в сердце, там одно, а вслух другое. И на людях скажи: я с вами, и тебе будет всё, тебе будет общественное положение, тебе будет служебный автомобиль и высокая зарплата, и уважение окружающих".

По сути, мне предлагали сделку с совестью. Это был период мучительных размышлений. Я стоял перед выбором: остаться с теми, кого обманули, кого ограбили, и при этом, значит, остаться с чистой совестью. Или пойти на предательство.

Однажды утром после практически бессонной ночи сказал вслух сам себе: "Я принял решение!". "Что ты там бормочешь?" – откликнулась сквозь сон супруга. "Я принял решение: не быть подлецом. А остальное меня не интересует!". И мне стало легко…

Не быть подлецом – это тоже один из критериев патриотизма

Если человек конформист, карьерист, конъюнктурщик, то о каком вообще высоком порыве души можно говорить?

И, кстати, патриотизм – это и не порыв души, это некая постоянная, всегда присутствующая в человеке, величина, это фундамент, на котором выстроена и гражданская позиция, и отношение к жизни, к обществу, это и государственная мудрость, и из этого проистекают поступки те или иные…

В свое время, когда я писал Конституцию Крыма в памятном 98, я был перед выбором: пойти на заведомо ложный патриотизм, или сделать так, чтобы ставшая мне второй родиной Крымская земля не была полита кровью в межнациональной войне?

Я выбрал второй вариант, в результате чего родилась та Конституция, которая жива по сей день и которая уберегла крымчан от возникновения здесь "горячей точки".

А ведь если бы я купился на лавры ура-патриота, восстановил былую Конституцию, которая была давно перечеркнута в Киеве как нереальный, фантастический документ, пытавшийся придать Крыму функции государства в государстве, то получился бы или политический пшик, или война.

Я всегда с большим уважением относился к Православию как духовно-нравственной основе нашей славянской цивилизации. Этот тот незыблемый столп, который удерживал славянские народы в русле единства и нравственности.

Именно Церковь, как известно, еще в древние времена вдохновляла наши братские народы на то, чтобы не дать врагу полонить пределы Отечества.

Православие – духовный стержень, помогавший нашим праотцам осознавать свое единство, преумножать мужество, увеличивать свою внутреннюю государственно-военную мощь.

Так было во все времена. Это то, что с молоком матери впиталось в наш менталитет. Моя мама, кстати, была глубоко верующим человеком. Во многом благодаря ей, я с малых лет стал понимать, что такое быть человеком.

А в ее понятии это означало – не лгать, нести окружающим свет, любить и прощать людей, как заповедует христианская мораль. Мама и папа (Евгения и Иван) привили мне эти понятия, можно сказать, не столько словами, сколько своим жизненным примером.

Папа, а также и мой дедушка – оба герои Великой Отечественной войны. Мои предки служили всегда для меня образцом преданности Родине.

Сегодня, несмотря ни на что, у нашей современной молодежи, благодаря вот таким корням, сохраняется связь с историческим и патриотическим наследием не только в книжном смысле, но и, главное, в духовной плоскости.

Патриотом насильно сделать человека нельзя, ведь патриотические чувства, тесно переплетенные с любовью к Родине, являются частью человеческого естества.

Поэтому никакими приказами, разнарядками свыше никто не сможет превратить общество в армию патриотов. Вот почему так тесно взаимосвязаны общее состояние нравственного здоровья общества и его патриотичность.

А примеры, самые красноречивые, ежедневно перед нашими глазами. Посмотрите, что льется сегодня с телеэкранов, с компьютерных мониторов, какие песни заполонили радиопространство?

Что мы видим и слышим? Что присутствует вокруг? Разве чистота духа? Пропагандируются телесность, вещизм, финансовая успешность. Вот пришедшие с Запада новые идолы, которые нам чужая цивилизация пытается подсунуть вместо заповеданных отцами нравственных идеалов.

Вот вам система антивоспитания, при которой в принципе не может быть взращен патриотизм.

Вещизм и конформизм как смысл жизни

Государство самоустранилось от нравственно-патриотического воспитания, как это было в Советском Союзе. Вместо этого Украину делят на националистов-русофобов и русских шовинистов.

Что называется, приехали. Ни один из государственных деятелей президентского уровня, включая и сегодняшнего, так и не смог объединить государство на единой нравственно-патриотической платформе.

А если и пытаются это сделать, как, например, Партия регионов, то весьма комично. Уже договорились до того, что для каждого региона у них свой патриотизм. На Западе они поклоняются Бандере, на Юго-Востоке – Пушкину.

Но это уже не патриотизм, это тот самый конформизм.

Какой истинный патриот (не путать с "патриотиками") согласится с тем, что Бандера или Шухевич – герои? А у Партии регионов это возможно. Как возможно у них и многое другое, идущее вообще вразрез с моральными принципами чести и достоинства человека.

Вот скажите, какой пример по воспитанию в человеке таких качеств, как уважение к государству, к власти, любовь к своей Родине, подает правящая партия, положившая во главу угла всей своей политики – обман?

По сути, сегодня к власти пришли люди, которые состоялись как государственные деятели – на обмане!

Тотальные фальсификации выборов происходили не просто на глазах у молодежи, но и с вовлечением в эти деяния самих молодых людей.

Именно их, вчера только получивших паспорта, регионалы принудили с помощью подкупа предать свою совесть и принять участие в так называемых "каруселях", когда целыми автобусами перевозили ребят от одного участка к другому, где они по подложным визитным карточкам многократно голосовали!

О каком вообще патриотизме можно говорить? В людях власть формирует хищнические инстинкты, воспитывает воров, лгунов.

Или то, что уже происходит в послевыборные дни. Сгоняют в аудитории студентов и принуждают целыми факультетами вступать в Партию регионов. Билет регионала становится пропуском в жизнь.

Перед выборами в эту партию записывались предприниматели, боявшиеся проблем с бизнесом. Теперь эта же участь постигла студентов, которые тоже не хотят себе проблем, ведь впереди экзамены, сессии, защита диплома.

Это ли не гримасы современного времени? Это ли не позор, на который нас обрекает собственная власть? Так чего же мы хотим, о каком вообще патриотизме можно вести речь в государстве, строящем свою политику на авантюризме, эксплуатации неимущих, умножающем межнациональную рознь, уничтожающем нравственность…

Увы. Государство, где подавляющее большинство проживает за чертой бедности, где нравственная чистота попирается и не ставится ни во грош, а на пьедестал возведены воровство и ложь, – такое государство в своей основе является преступным.

Оно сеет в людях ненависть. Оно воспитывает манкуртов. И ждать от своих граждан патриотизма в таких условиях, по крайней мере, наивно.

Я говорю о тенденциях, о векторе, формирующем общественные настроения. В Украине таким вектором, с подачи доморощенной евроатлантической власти, стали Соединенные Штаты Америки, откуда доносятся ветра и влияют на нашу политическую погоду в верхах.

Патриотизм вне политики –"моя хата скраю"

Патриотизм вне политики – это то, что называется обывательщина, это и есть "моя хата скраю".

Тот, кто живет по этому принципу, ошибочно полагает, что политика и патриотизм вещи несовместимые. Не хочется верить, что таких людей сегодня большинство, но, тем не менее, мы уже почти 20 лет живем в состоянии заблудившихся в пустыне. Не потому ли, что возобладал принцип "моя хата скраю"?

Может быть, моя точка зрения и небезупречна. Но это мое личное твердое мнение. Основано оно на богатом многолетнем опыте общения, в том числе, и с теми людьми, для которых на первом месте всегда были и остаются собственные интересы наживы.

При этом люди могут быть даже в политике, во власти, но тоже ради хищнических устремлений, ради передела собственности. Отсюда, между прочим, и такое явление, как мафия. Круговая, клановая порука правит этим миром.

Автор этих строк – человек, ставший в некоторой степени жертвой жизненных воззрений тех самых людей, для которых политика оказалась ненужным явлением.

Эти люди 31 октября текущего 2010 года не пошли на выборы. Они отказались принять участие в процессе формирования власти, мотивируя это тем, что им политика надоела. Их поведение явилось результатом политического равнодушия и политической безграмотности, это уже антипатриотизм.

Ведь если бы эти потенциальные избиратели, а их более 50 процентов населения страны (!), рассуждали как патриоты, то они интересовались бы политикой более активно, чтобы понимать, что к чему.

И тогда они уяснили бы: не участвовать в выборах – это дать оружие в руки фальсификаторам, которые неиспользованные бюллетени ближе к ночи пустили массово в ход в свою пользу.

В советские времена была популярна песня в исполнении Софии Ротару: "Мой адрес не дом, и не улица, мой адрес Советский Союз". Эту песню я бы назвал гимном советскому патриотизму. Рамки патриотизма обширны – от местечкового до общегосударственного. Но в любом случае, патриотизм – это состояние души.

А раз так, то просвет в любом случае может и должен быть. Каким бы гнилым не казалось государство, но внутри этого государства живут люди. А человек – это звучит гордо.

Я верю в силу человеческого духа, я верю в то, что дух нашего народа, победившего орды кочевников и фашистское нашествие, окажется и на этот раз в победителях над теми, кто пытается низвести народное самосознание до уровня животных инстинктов.

Нет, это с нашим народом никогда не удастся сделать. В конечном итоге мы одолеем и эту беду, и будут возрождены и патриотизм, и сила духа, и национальное самосознание. Рано или поздно, наша страна воспрянет ото сна – как Феникс из пепла. Я в это верю.

Леонид Грач, народный депутат Украины, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Час Трампа чи стрибок історії?

Навіщо нам кодекс корпоративного управління

"Кагарлицька справа". Історія розкриття

Аграрні ноти: інструмент для залучення фінансування в агросектор України

Кадровий голод загрожує відновленню готельного сектора в Україні

Захистимо Пейзажку від забудови: історія боротьби за спадщину Києва