Самотність Януковича

Вівторок, 14 грудня 2010, 11:16

Виктор Янукович дал старт административной реформе, которая должна стать началом масштабного проекта модернизации всей страны. Цель проекта – перезапустить украинский транзит к демократии и решить вопрос экономического отставания.

Но в процессе реализации данного проекта президент рискует оказаться в полном одиночестве: общество ему не верит, а политкласс не понимает.

Стратегические ориентиры. Модель "дисфункциональной" демократии (2004-2010), которая проявлялась в "двоевластии", разбалансированной системе принятия государственных решений, открытости перед "внешним управлением" себя исчерпала.

Нужен был новый формат конституционного дизайна украинской власти. И такой формат стал возможным после решения Конституционного Суда о неконституционности политреформы 2004 года.

Теперь президент сконцентрировал в своих руках не только полномочия, предусмотренные Конституцией Украины в редакции 1996 года, но и замкнул на себе весь груз ответственности за реализацию политического и социально-экономического курса.

Основой этого курса была объявлена модернизация страны. Еще в Послании к народу Украины от 3 июня Виктор Янукович заявил, что необходима трансформация политической системы страны в направлении создания "истинной республики", "общенационального консенсуса во имя модернизации страны".

Тогда же президент анонсировал административную реформу, пообещав, что она заложит фундамент "новой волны" экономических реформ в государстве.

Кроме того, президент довольно однозначно сформулировал "мейнстрим" реформ: конкурентоспособная экономика, выравнивание доходов граждан, деолигархизация экономики, деприватизация власти.

Риски модернизации. После возврата Конституции 1996 года, президент стал не только центром принятия государственных решений, но и центром ответственности за все, что происходит в стране. Формула "хороший царь – плохие бояре" имеет ограниченный временной ресурс (еще полгода). После этого, основные проблемы в экономике и социальной сфере будут прямо проецироваться на рейтинг Януковича.

Выхода два: а) время от времени назначать "виновного" и отправлять его в отставку (но это мы уже проходили); б) повысить эффективность управленческой вертикали (перешерстить бюрократов). Это и было мотивацией нынешней админреформы.

Департизация президента. Сейчас у Виктора Януковича пропал интерес к Партии регионов, да и к партийной жизни вообще. Центр генерирования политических событий переместился из офиса "партии власти" на Банковую.

В новом конституционном дизайне Партия регионов (как и бывшая коалиция большинства) потеряла свою "себестоимость". Такой поворот не устраивает многих функционеров ПР, рассчитывающих на "ренту" от победы-2010, не устраивает он и спонсоров партии, потерявших свое влияние на лидера.

Недоверие политического класса. За пять лет политических интриг, обмана и лжи, царящих в обществе и политике, возникло цинично-критическое отношение к любым благим идеям.

Люди просто не верят в то, что Янукович "заболел" модернизацией страны и искренне хочет реформировать систему. И это недоверие будет сложно преодолеть.

Принятие нового Налогового кодекса, а затем и Трудового, форсированная дерегуляция экономики, разворачивание новой волны приватизации "закрытых" секторов, при сохранении возможности ручного управления финансовыми потоками на фоне сохранения раздутого бюрократического аппарата приведет к возникновению комплекса проблем связанных с идеологическим и управленческим обеспечением нынешнего социально-экономического курса президента.

Потеря среднего класса. Перипетии вокруг принятия нового Налогового кодекса (а точнее – неадекватность ньюзмейкеров от власти по разъяснению позиций НК) привели к тому, что от власти отвернулась значительная часть сторонников среди малого бизнеса в городах юго-востока и востока Украины.

Это не голоса на выборах, а поддержка курса реформ. Социологические исследования показывают, что снижается доверие к реформам как таковым, так и к президенту и премьеру лично.

Принятие нового Трудового кодекса (в нынешней редакции) приведет к кризису доверия к президенту среди наемных рабочих.

 Малообеспеченные слои населения и бюджетники (медики, учителя) вряд ли станут сторонниками модернизации страны.

 Интеллектуальная прослойка, значительная часть "офисного планктона" не услышали вменяемого месседжа от власти и находятся в оппозиции к курсу модернизации.

Деолигархизация. Именно представители крупных ФПГ выступили генераторами проектов реформирования и модернизации страны после выборов 2010.

Однако в процессе концентрации власти в руках "первого лица" возникло явное недопонимание между президентом и "олигархами". И есть тенденция к тому, что недопонимание может превратиться в "деолигархизацию" с показательными процессами.

Бюрократический саботаж. Административная реформа не заканчивается переформатированием правительства или сменой фамилий в КМУ. Речь идет о масштабной дерегуляции: у чиновника забирают возможность давать разрешения, лицензии, справки и прочее.

Это значит, что будет не только сокращено количество чиновников, но и ликвидированы схемы, позволяющие зарабатывать на решении мелких и средних проблем. Поэтому бюрократия будет саботировать модернизацию.

Народ не понимает, что делает и что хочет сделать власть. Средний класс и интеллигенция в оппозиции, бюджетники и малообеспеченные пребывают в полной политической апатии и не могут по определению выступать "стабилизационным большинством" в поддержку реформ. Бюрократия тихо саботирует, бизнес опасается "деолигархизации" по российскому образцу.

Виктор Янукович рискует оказаться в полном политическом одиночестве, без активной общественной поддержки своих модернизационных планов.

Как Януковичу избежать одиночества?

Во-первых, провести второй этап административной реформы.

Реформировать государственную службу. Разделить государственных служащих на две категории – политических (государственных деятелей) и административных (постоянные должности государственных служащих, назначение на которые происходит по результатам конкурса).

Ввести институт "потери статуса публичного служащего" (со всеми материально-финансовыми последствиями), в том числе, в случае совершения уголовного преступления. Это даст мощный импульс для повышения качества услуг бюрократии и приведет к росту доверия граждан к чиновникам. Доверие к мелкому чиновнику перерастет в доверие к президенту и его курсу.

Во-вторых, продолжить Конституционную реформу. Решение КС не является точкой в конституционном процессе, а только двоеточием, после которого последует подготовка новой редакции Основного Закона и перезапуск демократического транзита.

Но для того, чтобы конституционный процесс имел общественную поддержку, нужны пользующиеся доверием знаковые провайдеры.

Президент уже создал комиссию по верховенству права, функционируют рабочие группы по реформе уголовного права, избирательного законодательства. Правда, их персональный состав не вызывает доверия ни в Украине, ни в ЕС…

Так или иначе, украинской власти придется долго и упорно доказывать свою приверженность демократическим принципам и процедурам Венецианской комиссии, Совету Европы, Европарламенту и так далее.

Кроме того, самому конституционному процессу нужно "узнаваемое лицо" для внутриукраинского консенсуса. А на базе конституционного консенсуса может сформироваться и стабилизирующее большинство в поддержку модернизации страны.

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Дозвільна кухня: Реєстрація потужностей чи експлуатаційний дозвіл для бізнесу?

Уроки впровадження накопичувальних пенсій у Польщі, що варто взяти до уваги

Як головування Польщі у ЄС дозволить посилити тиск на імпорт російських енергоносіїв

Цифрова трансформація правосуддя: як Україна створює сучасну судову систему

Як АРМА стало "золотим парашутом" для росіян

Людина і її місце. Промова на врученні Премії Шевельова