Менти: готуйтеся до війни

Понеділок, 08 листопада 2010, 14:50

Украинские милиционеры превзошли самих себя. Всего за один день они переплюнули решение Европейского суда и решили головную боль батьки Лукашенко - "повязали" сразу нескольких чрезмерно активных белорусских оппозиционеров-беженцев в Украине. И все благодаря находчивости Житомирского областного отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

3 ноября оперативники ворвались в квартиру Игоря Коктыша, представителя организации "Международная Амнистия" в Житомире, просидевшего два года в Симферопольском СИЗО и оправданного Европейским судом по правам человека. В квартире якобы нашли наркотики, и всех, кто там был, обвинили в изготовлении, употреблении и распространении наркотиков.

Пришли. Оформили. Забрали

Захват "наркопритона" происходил следующим образом. Милиционеры постучали в дверь, сказали, что в квартире находится человек, которого разыскивают. Как только им открыли, всех жильцов - а в квартире на тот момент, кроме семьи Коктышей, находились еще трое белорусов - уложили на пол лицом вниз. Затем квартиранты услышали радостный возглас одного из оперативников: "Нашли!".

А "нашли" оперативники ни много, ни мало - а десять граммов "неизвестной растительной смеси", и тут же начали оформлять дело за хранение, употребление и распространение наркотиков.

Все, казалось, шло хорошо. Но, откуда не возьмись, прибыли две местные журналистки - Оксана Трокоз и Диана Минаева. Им еще до захвата успела позвонить жена Игоря Коктыша - Ирина Тютюннык.

Как позже заявили милиционеры, журналистки начали вмешиваться в работу оперативников, задавая "глупые вопросы". А именно: что происходит в квартире? Почему разбито лицо одного из задержанных? Почему десять человек в штатском переворачивают в помещении всё вверх дном?

Когда задержанные начали кричать журналисткам, что наркотики им подбросили, а понятые называют милиционеров по именам, оперативники среагировали моментально. Они вытолкали журналисток в подъезд, и, заломав руки Оксане Трокоз, корреспондентке "5 канала", отобрали видеокамеру.

Затем, забрав квартирантов, уехали прочь.

Запомните эти лица

Тут можно было бы поставить точку и только поаплодировать фантастическому чутью и находчивости милиционеров. Ведь, как заявил позже начальник департамента по связям с общественностью МВД Украины Дмитрий Андреев, "это обычный будний день милиционеров", которые ежедневно задерживают наркоманов.

Однако есть несколько фактов, которые не совпадают с официальной позицией МВД.

Например, список задержанных. По словам милиционеров, их было четверо.

"В этой квартире находились четверо граждан Беларуси, которые 22 июня прибыли в Украину", - заявил на пресс-конференции Дмитрий Андреев.

Однако журналистки-очевидицы уверяют: милиционеры в тот вечер вывели из квартиры шестерых человек. Вот они, эти "наркоманы":

1. Игорь Коктыш - белорусский оппозиционер, активист демократического движения. После нескольких акций в Беларуси обвинен в убийстве. Впоследствии оправдан Брестским областным и Верховным судом республики. В Украину Коктыш переехал в 2002 году. Когда Минск потребовал экстрадиции оппозиционера, его задержали и кинули в Симферопольское СИЗО. Там белорус и провел последние два года, пока Европейский суд по правам человека не потребовал освободить Коктыш и выплатить ему семь тысяч евро компенсации. Суд также запретил экстрадировать белоруса на родину.

2. Ирина Тютюнник - жена Игоря, гражданка Украины. На протяжении двух лет организовывала множество акций в поддержку мужа, вместе с Игорем является представителем организации "Международная амнистия" в Житомире.

3. Виталий Тищенко - политбеженец из Беларуси. После участия в акциях против режима его судили за мошенничество, а в квартире "нашли" наркотики и оружие. Вместе с женой сбежал в Украину в 2009 году. До сих пор просит украинские власти предоставить ему статус беженца.

4. Татьяна Тищенко - жена Виталия, политбеженка из Беларуси.

5. Артем Дубский - активист демократического движения в Беларуси. В Украину приехал два года назад.

6. Алексей Закшевский, музыкант. К своему несчастью, именно в тот вечер пришел в гости к белорусам.

Итак, задержанных было шестеро, а не четверо. Приехали они в нашу страну уж точно не в этом году. И среди них есть и граждане Украины, а не только белорусы.

Кроме того, пятеро из шести задержанных в последнее время организовывали в Житомире различные акции в поддержку свободного движения в своей стране. Не знать их местные милиционеры просто не могли. Однако правоохранители продолжают утверждать обратное. И на то есть причины.

Во-первых, народ охотнее поверит, что задержанные - действительно наркоманы, если окрестить их "неизвестными гастролерами-нелегалами". Во-вторых, к чему милиции обвинения в преследовании активистов общественных организаций, а тем более - оппозиционеров дружественной Украине страны?

Вот почему правоохранители ни разу с момента задержания "наркоманов" не назвали ни их имен, ни их общественной деятельности. Ничего.

Наркоман-астматик

Зато уже на следующий день после задержания "житомирской шестерки", на сайте Житомирского облуправления милиции появилось официальное сообщение: "Результати проведених освідченнь обласним наркодиспансером засвідчили, що у 3 із 6 затриманих "в сечі виявлено каннабіноїди", що означає вживання зазначеними особами наркотичних засобів".

Позднее выяснилось, что в "тройку наркоманов" входят: Игорь Коктыш, его жена Ирина Тютюннык и Виталий Тищенко. Но и тут нестыковка. Игорь Коктыш - астматик. Принимать наркотики с таким диагнозом равно смерти. Милиционеры явно забыли заглянуть в медицинскую карточку Игоря.

Кроме того, Коктыш, еще проживая в Беларуси, организовал Молодежную гуманитарную ассоциацию имени Ионна Боско. Ее целью была борьба с распространением наркотиков и пропаганда здорового образа жизни.

Ну, допустим, борьба Коктыша с наркотиками просто прикрытие, а в моче задержанных все-таки нашли следы употребления наркотиков. Почему тогда милиционеры не обнародовали на сайте еще и выписку врачей, оригинал или ксерокопию результатов анализов? Почему не провели исследование анализов публично?

Насколько можно верить тому, что на анализы подавались именно моча этих трех задержанных? Почему нельзя проводить исследования в независимых лабораториях?

Если милиционеры не верят "честному слову" простых людей, то почему простые люди должны верить заявлению милиционеров? Где логика?

Осмотр или обыск?

Еще одна неточность в заявлениях милиционеров - сам факт законности проведения осмотра. Сразу после того, как информация о скандальном захвате квартиры белорусов просочилась в прессу, милиция поспешила оправдаться. На сайтах МВД появилась следующая информация:

"3 листопада в одній з квартир обласного центру працівники відділу по боротьбі з незаконним обігом наркотиків УМВС України в Житомирській області на законних підставах проводили огляд помешкання. У міліціонерів були підстави стверджувати, що у цій оселі займаються виготовленням та вживанням наркотичних засобів".

Какие именно "підстави" утверждать, что в квартире была нарколаборотория, и какие именно законные основания для проведения осмотра помещения, - милиционеры не уточняют. На сайте нет ни упоминания о санкции суда, ни самой санкции. А без нее никаких прав на проведение осмотра у оперативников нет.

Поскольку обыск невозможен до возбуждения уголовного дела, милиционеры окрестили свой визит к белоруской семье "осмотром". Вот только забыли, что осмотр предполагает еще одно важное условие.

"Для осмотра нужно добровольное согласие людей, которые проживают в помещении или являются его хозяином, - говорит адвокат Украинского Хельсинского союза по правам человека Олег Левицкий. - Фактически был проведен обыск, а назвали это осмотром с надеждой взять в дальнейшем разрешение хозяйки".

Так и случилось. Поскольку белорусы арендовали квартиру, ее хозяйку вызвали прямо с дачи и заставили написать разрешение на осмотр. Уже постфактум, как ворвались в квартиру!

Пятеро из тех, кого забрала милиция. Слева направо - Татьяна Тищенко, Виталий Тишенко, Артем Дубский, Игорь Коктыш и
Ирина Тютюннык. Фото Оксаны Трокоз 

Тройная рокировка

Больше всего подозрений вызывает полное отсутствие информации о "житомирской шестерке" уже после их задержания.

Ни на сайте МВД, ни публично милиционеры так и не сообщили, где держат "наркоманов". Ни родственники, ни друзья не могли увидеться с задержанными.

Правозащитникам только через собственные источники удалось выяснить, что "шестерку" развезли по разным изолятором области. Двух девушек - Ирину Тютюннык и Татьяну Тищенко - в Бердичевское СИЗО, Игоря Коктыша и Алексея Закшевского - в Коростышевское, а Виталия Тищенко и Артема Дубского - в один из райотделов Житомира.

Такая комбинация удивила даже самых опытных правозащитников.

"В моей практике такого еще не было, - говорит Левицкий. - Даже когда были серьезные обвинения, такие как убийство, задержанных не разбрасывали по разным изоляторам. Тем более, что ребят задержали в Житомире, а развезли в отделения, далеко за пределы города".

Олег Левицкий один из первых выехал в Житомирскую область на следующий день после задержания белорусских оппозиционеров. Он долго ездил от одного СИЗО к другому, но так и не встретился с задержанными. Милиционеры не дали ему на это разрешения. У адвоката в связи с этим один вывод.

"То, что их развезли по трем райуправлениям области, еще раз подтверждает, что у стороны обвинения не все хорошо с прямыми доказательствами. И таким образом они (милиционеры - прим. автора) просто пытаются ограничить доступ адвокатов к задержанным. Их хотят лишить любой защиты именно на этом этапе уголовного преследования".

Браво, начальник!

Действия милиционеров заслуживают только восхищения. Как только их злоупотребления просачиваются в прессу и становятся достоянием широких масс, слуги закона, как по команде, сплачиваются.

На следующий день после захвата квартиры Коктышей, милиционеры дают сразу две пресс-конференции. Одну в Житомире, другую в Киеве.

И там, и там говорят практически одно и тоже: получили сигнал, в квартиру зашли на законных основаниях, нашли наркотики, доказали их изготовление и употребление. И там, и там милиционеры пожурили двух житомирских журналисток, которые вмешались в работу следователей. Мол, неэтично вот так, бестактно мешать оперативникам оформлять дело. Да еще и шум из ничего поднимать.

Начальник департамента по связям с общественностью МВД Дмитрий Андреев прямо на пресс-конференции дал журналисткам явный меседж с угрозой: "Нам би дуже не хотілося з'ясувати, що журналісти якимось чином могли бути використані в чиїсь грі, але знаходження в квартирі в момент обшуку журналістів викликає деякі питання".

Журналистам явно дают понять: держитесь подальше от этого дела - себе дороже будет. По логике Андреева выходит, что если журналисты приезжают на место убийства или грабежа, или любого другого преступления, чтобы написать об этом, то они автоматически становятся соучастниками.

Зачем приходили-то?

Прецедент с Игорем Коктышем является уникальным решением для отечественных милиционеров, как в дальнейшем обходить вердикты Европейского суда по правам человека. Ведь даже если уважаемый суд вступился за вас, достаточно возбудить новое дело против вас, чтобы забыть о старом и не выполнять его.

Второй причиной могла быть слишком активная деятельность белорусов в Житомире. В последнее время Игорь Коктыш вместе с женой и всё теми же соотечественниками-оппозиционерами (Виталием и Татьяной Тищенко, Артемом Дубским) организовывал различные акции и флеш-мобы против политического режима в Беларуси и беззакония правоохранителей в Украине.

Такое откровенное "хамство" и "бестактность" со стороны иностранца наши милиционеры, возможно, не смогли стерпеть.

Третья причина недалека от второй - активная актилукашенковская пропаганда белорусов в Житомире могла сильно раздражать официальный Минск, к тому же, еще и накануне президентских выборов в Беларуси. А в разрезе дружеских отношений между нашими странами задержание белорусских оппозиционеров могло быть маленьким подарком Минску.

Все это могло бы звучать фантастически или слишком преувеличенно, если бы не одно странное совпадение.

4 ноября, на следующий день после житомирских событий, в Киеве в квартиру другого белорусского оппозиционера, Александра Цинкевича, пытались ворваться оперативники управления по борьбе с организованной преступностью.

P.S. Пока готовился материал, всех шестерых житомирян отпустили на свободу. Им не предъявили ни одного обвинения. И это после громких заявлений о находке наркотиков в квартире, о положительных анализах на психотропные вещества.

Перед задержанными даже не извинились. Вместо этого им пригрозили расквитаться за огласку в прессе действий милиционеров.

Оперативник Житомирского областного ОБНОН Богдан Петрович Туровский велел белорусам готовиться "ко второй мировой войне".

Азад Сафаров, Оксана Трокоз, Влад Пучич, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування