Замість "ПР проти БЮТ" - "КПУ проти "Свободи"

П'ятниця, 05 листопада 2010, 15:12

Противостояние Партии регионов (Виктора Януковича) и Блока Юлии Тимошенко (собственно - Юлии Тимошенко), бывшее основной президентских выборов, отходит в прошлое.

Нет-нет, интерес к нему по-прежнему велик, но результат очевиден - ПР победила с еще большим отрывом...

Куда больший интерес вызвал резкий "рывок" двух более радикальных участников выборов - "Свободы", которая получила электоральное "наследство" "Нашей Украины" и БЮТ в Галичине и КПУ, улучшившей свои результаты на юго-востоке.

Феномен "Свободы"

Скорее всего официальные результаты "Свободы" будут ниже напророченных экзит-полами. И, тем не менее, эти результаты будут вполне удовлетворительными для тягныбоковцев.

Более того, последние, похоже, и сами не прочь, чтобы их результаты были "пощипаны". Им незачем менять растущую популярность своего политического бренда на слишком заметное присутствие во власти.

Результат Тягныбока уже ощутимо напугал и озадачил конкурентов и противников экстравагантного политика. Активные выпады Андреаса Умланда - прямое свидетельство того, что в БЮТ весьма и весьма обеспокоены.

Правда, Умланд живет в своей виртуальной реальности и не понимает, что никакой "национал-демократии" в Украине никогда не существовало. Программа Тягныбока от программы Ющенко отлична только тем, что первый скептически относится к европейской интеграции.

Но ведь и Ющенко больше говорил о ней... Уже в середине его президентского срока в Европе вновь заговорили об "усталости от Украины", а к концу начали довольно жестко критиковать, причем - именно по идеологическим вопросам.

Отказ квалифицировать Голодомор как геноцид, призыв отказаться от героизации Бандеры, критика Украины за несоблюдение прав русскокультурных граждан - все это ударило по Ющенко, но хорошо вписалось в стратегию Тягныбока.

В то же время, сделав себе имя на радикализме, Тягныбок со временем остепенился. Уже несколько лет от него не услышишь публичных выпадов против "жидов и москалей".

А Виктор Уколов в своем блоге на "Украинской правде", выразил "удивление" обилием бизнесменов в списках "Свободы" (хотя непонятно, чем бизнесмены от "Свободы" хуже бизнесменов от БЮТ?).

"Свобода" несколько лет дрейфовала от радикализма в сторону более умеренных позиций. И этот дрейф будет продолжен. По крайней мере, именно это следует из последних интервью с ее лидером.

"Свобода" была воспринята патриотическим электоратом как ответ на ожидание "новых лиц". Тяныбоку, в отличие от Тигипко, Гриценко, Яценюка, удалось создать ощущение новизны в глазах избирателей.

Теперь главная задача "Свободы" - не дать оппонентам затолкать себя обратно в нишу радикального национализма. Если это удастся - на следующих парламентских выборах результат партии будет еще выше.

Вопрос, собственно, только в одном - станет ли "Свобода" действительно общенациональной политической силой с определенным региональным перекосом, или же превратится в аналог крымских партий ("Союза", например), формально существуя по всей стране, но получая реальные результаты только в трех областях Галичины.

Возвращение коммунистов

Выступление коммунистов на местных выборах, по объективным показателям, выглядит еще более впечатляющим, чем тягныбоковское. Но о прорыве КПУ почему-то говорится очень мало. Его, по большему счету, не заметили.

А ведь результат КПУ - тоже своего рода феномен. Партия, пребывая во власти, сумела "скрыть" этот факт от электората.

"Сильной Украине" это не удалось - Тигипко оказался важным элементом правительства Азарова. С одной стороны, он своим либеральным радикализмом собрал весь негатив от непопулярных действий Кабмина.

С другой стороны, он настолько часто выступал от имени Кабмина, что стал ассоциироваться с ним. Результат СУ - следствие ее "удушения в объятиях" власти.

КПУ на выборах работала как сила, оппозиционная не столько к ПР, сколько к либерально-компрадорским элементам во власти.

Там, где коммунисты начинали воевать с регионалами, вооружаясь бютовским лозунгом тотальной фальсификации (Крым, Донецк), их результаты оказывались ниже ожидаемых.

Причем не в силу фальсификаций, а в силу того, что потенциальные избиратели коммунистов, убежденные во всесилии административной системы, просто не шли на выборы, или голосовали против всех.

Во многом успех коммунистов - это результат того, что их традиционные пророссийские и просоветские посылы в этот раз "отобрали" регионалы. Возвращение к лозунгам социальной защиты трудящихся оказалось вполне адекватным ответом на ожидания избирателей.

Более того, и на парламентских выборах позиционирование партии в левом сегменте, скорее всего, сработает - ведь неудовольствие социально-экономической политикой ПР будет экстраполировано и на другие "ударные" темы регионалов.

По большему счету, и "Свобода", и КПУ прошли схожий путь, приведший к октябрьскому результату. И те, и другие двигались в сторону от крайних позиций, обе силы довольно качественно отработали в технологическом аспекте.

* * *

Опыт этих выборов показывает: избиратель "ведется" на демонстрацию обновления. "Свобода", КПУ, Яценюк показали обществу свою способность меняться, и получили результат.

Тимошенко, Тигипко, Литвин, Гриценко предпочли остаться прежними. И тоже получили результат. Но - уже совсем другого качества.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Оновлений дашборд — більше можливостей для моніторингу тиску на бізнес

Румунія проти Заходу? Чи стане проросійський популіст новим президентом сусідньої країни

Розвиток розподіленої генерації – це шлях до енергетичної незалежності

Аудит НАБУ: оцінимо що працює добре, що ні, і запропонуємо рекомендації

Хтонь бюрократії

Уникнути нової залежності: чому Єврокомісія має очолити курс на відмову від російського палива