Місцеві вибори як сигнальне голосування перед переобранням парламенту

Четвер, 04 листопада 2010, 12:43

Выборы закончились. Да здравствуют новые выборы! В Украине, где одна избирательная кампания планомерно перетекает в следующую, это высказывание вполне могло бы стать девизом страны. За местными выборами с неизбежностью грядут парламентские. И не так важно, когда они пройдут: в марте 2011 или в октябре 2012 - политическая элита уже начала к ним готовиться.

Точнее, начнёт, сразу после оглашения официальных итогов кампании по избранию местной власти.

Результаты местных выборов будут иметь значение не только для территориальных общин, где избраны те или иные мэры и те или иные политсилы в советах. Итоги выборов, по сути, являются индикатором готовности партий и их лидеров к парламентской кампании.

Безусловно, результаты местных выборов нельзя проецировать на парламентские с абсолютной точностью. Но можно отследить симптоматические тенденции.

Что же принесли итоги местной кампании политикам и партиям?

Очевидным результатом стала победа Партии регионов. Результат более чем в 36%, по данным GfK, в общеукраинском зачете дает регионалам основания рассчитывать на создание самостоятельного большинства в следующем парламентском созыве.

Если партии власти удастся сохранить более чем 30%-ный показатель поддержки, то есть взять треть мест в парламенте по многомандатному округу, то нужное количество депутатов до большинства регионалы доберут по "мажоритарке".

Отметим, что в возврате к так называемой смешанной - пропорционально-мажоритарной - системе выборов на следующих выборах в ВР, сомневаться не приходится. По крайней мере, тенденции к этому наметились достаточно четкие.

Гипотетически самостоятельное большинство ПР в следующем парламенте, конечно, не сулит ничего хорошего. Как партнерам регионалов по нынешнему большинству, так и оппозиционным силам, в том числе и тем, которые сейчас не представлены в Верховной Раде. Однако то, что у регионалов не будет необходимости договариваться с "соратниками" по большинству, в том числе идти на кадровые уступки и корректировать под партнеров собственную политику, - может дать позитив стране.

Как говорится, одна голова хорошо, ...а две уже некрасиво.

Поражением на выборах можно считать результаты "Батькивщины" и "Сильной Украины", набравших, по данным GfK, 13,1% и 4,3% соответственно. Обе политсилы почти в 3 раза снизили свои предыдущие показатели. Точнее, результаты, которые получили их лидеры по итогам президентской гонки.

Для "Батькивщины" это не так критично. Юлия Тимошенко сохраняет вторую по численности фракцию в парламенте и довольно мощную площадку для публичности. Это может позволить хотя бы частично восстановить электоральный ресурс к выборам в Верховную Раду.

А вот для Сергея Тигипко такое падение рейтинга выглядит достаточно плачевно. Если эта динамика сохранится, "Сильная Украина" не пройдет в следующий парламент, а Сергей Леонидович окажется за бортом большой украинской политики. Тем более печальным для "Сильной Украины" является вывод о том, что Тигипко не сумел превратить хотя бы половину из тех 13% граждан, поддержавших его на президентских выборах, в базовый электорат.

Объяснимым является относительный успех Компартии. Свои 5,9% в общеукраинском зачете коммунисты получили на удачном сочетании ностальгических настроений пожилой части общества и социально-экономического популизма. Однако перспектива улучшения экономической ситуации, стабилизации цен и снижения градуса социальной напряженности сулит Компартии снижение уровня поддержки. Поэтому далеко не факт, что коммунисты подойдут к парламентским выборам с 6-процентным рейтингом.

"Фронт перемен", в отличие от "Сильной Украины", напротив, продемонстрировал, что сторонники Арсения Яценюка - это базовый электорат. 6,8% по стране - показатель, позволяющий Арсению Петровичу создать относительно большую фракцию в следующем парламентском созыве. Причем эта фракция имеет все шансы существенно потеснить "Батькивщину" в праволиберальной оппозиционной нише.

Яркий выстрел "Свободы", занявшей 5-е место по стране с результатом 5,1%, по данным GfK, - с одной стороны, демонстрирует радикализацию настроений в западных областях страны. Отметим, что "Батькивщина", и тем более "Фронт перемен", не отвечают такому уровню радикализации. С другой же стороны, "Свобода" - это также и результат запроса на новые лица со стороны правого электората. На уровне большой политики в национальном масштабе партию Олега Тягнибока можно считать новой силой.

Тем не менее "Свобода" может и не подтвердить свой нынешний результат на парламентских выборах. Это связано даже не столько с нестабильностью предпочтений ее сторонников. Базовый электорат правых как раз очень стабилен в симпатиях. Проблемы могут возникнуть из-за разной логики электорального выбора на местной и парламентской кампаниях.

Местные выборы закончились. Пристрелка основных политических игроков завершена. Теперь страна будет ждать решающего парламентского выстрела.

Алексей Красноперов, политолог, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Не літати в хмарах ілюзій

Дуже некрасивий і несвятковий текст про військову медицину і 2025 рік

Підсумки 2024 року: як українська політика очищається від російського впливу

"Тепер я розумію, що таке гробова тиша". Промова, з якою у Франції виступила журналістка з Маріуполя

Вісім питань до "хороших русских"

Правила експансії. Як побудувати стратегію масштабування на 2025 рік