Севастополь: забудовники проти ЧФ РФ

Субота, 20 листопада 2010, 13:57

Идеология - ничто. Жажда наживы и личные интересы - все.

Этот постулат многократно доказывали депутаты различных уровней - от ВР до последнего сельсовета. Достаточно посмотреть результаты голосований украинского парламента любого созыва, и можно найти примеры, когда народные избранники конституционным большинством улучшали жизнь себе любимым уже сегодня.

Последний пример - 305 голосов за предварительное одобрение закона о назначении выборов ВР на октябрь 2012 года.

Но вот ведь интересная штука. После местных выборов в Украине может возникнуть уникальный прецедент, когда отсутствие идеологических различий, помноженное на стремление депутатов "отнять и поделить", будет отвечать не только интересам города, которому эти граждане призваны служить - но и национальным интересам страны.

Речь в очередной раз пойдет о Севастополе.

Тушки и чучела

Как известно, в Севастополе мэра не избирают. Поэтому власть делят между собой председатель Севастопольской ГГА и горсовет.

Горсовет нового созыва насчитывает 76 депутатов. В августе 2010-го председатель СГГА и лидер местных регионалов Валерий Саратов публично обозначил цель на кампанию: получить суммарно 70% мандатов, в абсолютных числах - 53, что на 10% больше, чем ПР собрала на местных выборах-2006.

По итогам голосования при явке избирателей 41,7% были получены такие результаты.

Голосование за партийные списки

Партия

%

Количество

мандатов

Партия регионов

32,1

18

КПУ

13,2

7

"Русский блок"

8,9

5

ПСПУ

5,1

3

"Сильная Украина"

5,1

3

Украинская партия чести, борьбы с коррупцией

и организованной преступностью

3,8

2

Голосование по мажоритарным округам

Партия

Количество мандатов

Партия регионов

28*

"Русский блок"

4

Народная партия

3

"Сильная Украина"

1

КПУ

1

Партия пенсионеров

1

Официально объявлено, что кандидаты от ПР выиграли в 28 из 38 округов, то есть по мажоритарке взяли 73% мандатов. Но эта цифра может измениться, по одному из округов результаты еще оспариваются. В любом случае, партия власти в Севастопольском горсовете получит максимум 46 мандатов, 60% от общего числа.

Таким образом, регионалы до поставленной цели не дотянулись, и точь-в-точь повторили результаты 2006 года.

Формально власть они сохранили. Но реальная ситуация не может не тревожить местных начальников. Ведь если бы система выборов осталась прежней, они потеряли бы большинство в горсовете!

Получается, что харьковские соглашения по ЧФ РФ, давление на украинский язык, лишение звания "Героев Украины" и так далее - не добавили поддержки бело-голубым. Это свидетельствует о кардинальной смене повестки дня в Севастополе, глубине социально-экономических и инфраструктурных проблем города.

Если за каких-то полгода решения, вызывавшие у электората эйфорию и казавшиеся судьбоносными, больше не оказывают заметного влияния на политические результаты, это о многом говорит.

Но главное - качественный состав горсовета и основополагающие мотивы его дальнейших действий.

Родившие ССР

Причины провала "Сильной Украины" в Севастополе уже подробно разбирали. Четыре тигипковца, прошедшие в совет, по родственно-понятийным соображениям просто обречены слиться в едином порыве с ПР.

Что касается однопартийцев Литвина, избранных по мажоритарным округам в Севастополе, то здесь все просто. В силу политических договоренностей ПР отдала эти места "нормальным" претендентам от Народной партии, выставив слабых и заведомо непроходных кандидатов.

Не удивительно, что еще до оглашения предварительных итогов Валерий Саратов заявил, что в будущем составе горсовета депутаты от НП и "Сильной Украины" примкнут к большинству от ПР, собрав искомые 70% мандатов.

Так и случилось.

15 ноября регионалы, литвиновцы и сильноукраинцы подписали соглашение о создании коалиции под названием "Севастополь - сильный регион" (ССР). В городе уже шутят, что следовало назвать "сильно народный", а то Литвин обидится.

В таких условиях оппозиция может выполнять лишь декоративные функции.

Однако, и оставшиеся 30% "оппозицией" можно назвать лишь условно.

Коммуно-русский деньгоблок

Возьмем, к примеру, депутатов от "Русского блока", который провел в горсовет 9 депутатов - 5 по списку и 4 по округам.

Двое мажоритарщиков - Дмитрий Белик и Александр Красильников - крупные бизнесмены, которые в 2006-м были избраны в горсовет по списку ПР. У обоих новоявленных "русскоблочников" в свое время возникли конфликты с действующим лидером севастопольских регионалов Валерием Саратовым, после чего они нашли себе другую партийную "крышу".

Еще один "радетель всего русского", победивший на округе - Дмитрий Белогорцев - в 2005-м был членом фракции ... "Наша Украина" в Севастопольском горсовете.

Что касается списка "Русского блока", то, как заявила 4 ноября лидер радикальной пророссийской организации "Русская община Севастополя" Татьяна Ермакова, ни один из новоявленных депутатов от РБ никогда не участвовал в публичных акциях русских сил в Севастополе.

Чтобы провести их в совет, лидеры партии использовали интересную тактику. Известных в городе пророссийских активистов, таких, как отставной заместитель командующего ЧФ РФ контр-адмирал Александр Ковшарь, расположили во второй десятке списка. А непубличных бизнесменов - в первой.

Но во всех агитационных материалах показывали только вторую десятку. В итоге аполитичные "денежные мешки" мандаты получили, а поборники русской идеи остались за бортом горсовета.

На роль системной оппозиции теоретически могла бы претендовать КПУ. Если бы не тот факт, что среди "верных ленинцев", прошедших в совет по списку, половина - в прямом смысле "владельцы заводов, газет, пароходов". А предприниматель Юрий Черников, единственный "коммунист", победивший на мажоритарном округе, в 2006-м был избран в горсовет по спискам все той же ПР, но переметнулся в КПУ из-за разногласий с Саратовым.

15 ноября коммунисты и РБ подписали соглашение о "координации действий". Поэтому "русская" и "левая" риторика для приличия иногда будет присутствовать. Но мотивы для принятия решения будут совсем не идеологические.

Совет лоббистов

В итоге получается следующая картина.

Примерно треть фракции ПР в Севастопольском горсовете - это чиновники, не гнушающиеся бизнеса, в основном, связанного с недвижимостью, строительством и обслуживанием туристов. Оставшиеся 2/3 - это чистые бизнесмены, из которых большинство - лоббисты девелоперских компаний.

Причем лоббирование иногда принимает гротескные формы.

Например, особо отличился регионал Павел Лебедев, младший партнер Леонида Юрушева, у которого в Севастополе масса активов, в том числе - масштабных строительных проектов.

Господин Лебедев мало того, что сам избирался в горсовет - №6 в списке ПР, после избрания отказался от мандата - так еще и провел туда свою супругу Людмилу Петровну и двух управляющих своими активами. То есть, "верные лебедевцы" в Севастополе по политическому влиянию не уступают соратникам Тигипко, Литвина и Натальи Витренко. А если учесть все нюансы - то значительно превосходят.

Депутаты, представляющие или аффилированные с разными активами Рината Ахметова, также могут создать отдельную фракцию.

В целом же около 80% нового состава - это собственники или "смотрящие" от крупного бизнеса, без идеологических предрассудков, что видно по непринужденной смене партий.

Поэтому деятельность горсовета-2010, в отличие от версии-2006, будет значительно меньше идеологизирована и, если можно так выразиться, максимально экономизирована. Разломы "власть-оппозиция" будут возникать не по политическим пристрастиям, а по принципу "помогает - мешает интересам конкретных людей/фирм".

Застройщики против флота

Теперь самое главное.

Уже обозначился генеральный вектор, структурирующий это бизнес-болото на весь период каденции. Главная тема, которую вот уже несколько месяцев все настойчивее продвигает севастопольский градоначальник Валерий Саратов - передача "излишков" земель и причалов, находящихся в аренде у ЧФ РФ, городу для последующей реализации инвестиционных проектов.

Руководство города уже подготовило 5 конкретных проектов. Они достаточно масштабные. В частности, один из них предполагает строительство нового делового центра города на землях простаивающих заводов ЧФ РФ, находящихся в центре Севастополя, сразу за знаменитым памятником "Солдат и Матрос". Другой - строительство целого микрорайона и рекреационного комплекса на землях военного аэродрома.

Поскольку у львиной доли городских депутатов, независимо от текущей партийной окраски, жизненные интересы связаны как раз с землей и причалами, идея "раскулачить" флот неизбежно станет объединяющей для власти, в лице ПР и ее сателлитов, и "оппозиции", в составе коммунистов и "Русского блока".

Во-первых, эту идею давно поддерживают не только регионалы. Например, лидер севастопольских коммунистов Василий Пархоменко несколько раз призывал ЧФ РФ учесть новые реалии и поделиться имуществом.

Во-вторых, земли и другое имущество, арендованное ЧФ - это последние активы, за счет которых можно качественно "подняться". Ведь практически все самое вкусное в Севастополе уже поделено, а на хилом городском бюджете особо не разгуляешься. Если удастся создать прецедент и отработать механизм передачи под инвестпроекты - только успевай осваивать.

Поэтому сокращение физического присутствия ЧФ РФ - это прикладная цель, которая сплотит депутатов лучше всяких партийный программ. В этом не будет никакой антироссийской идеологии. Просто чистый бизнес.

Понятно, что решение по имуществу флота будет приниматься на уровне президентов двух стран. Однако местные депутаты, в единстве с руководством СГГА, могут многое сделать для формирования соответствующего общественного мнения в Севастополе, которое нельзя будет игнорировать.

Подчеркнем, что чем больше территории и объектов ЧФ РФ будет передано Севастополю с вовлечением в инфраструктурные и бизнес-проекты, тем лучше и для города, и для Украины.

Город привлечет серьезный ресурс для развития. К тому же ЧФ окончательно утратит функцию градообразующего предприятия, меньше людей будет от него зависеть в повседневной жизни.

И тогда руками "бело-голубых", "красных" и "пророссийских" удастся запустить процесс, о котором так долго мечтали "оранжевые".

В Севастополе все условия для этого сформированы.

Дело за малым. За Януковичем, который к Севастополю также не равнодушен.

Алексей Копытько, руководитель проекта "ФЛОТ2017", специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану

Дорогою ціною