Знов позачергові чергові вибори
К написанию этой статьи меня подтолкнула передача "Свобода слова с Андреем Куликовым" на канале ICTV, которая вышла в эфир 4 октября. Программа полностью была посвящена вопросу проведения парламентских выборов, в свете эпохального решения КС об отмене политреформы.
Юридическая необходимость
Действительно, если уж введена в действие Конституция 1996 года, то действует и её норма, предполагающая избрание Верховной Рады раз в четыре года в марте. Таким образом, ближайшие очередные выборы ВР должны пройти в марте 2011-го года. Из чего и исходил Арсений Яценюк, регистрируя в секретариате ВР проект соответствующего постановления.
Арсений Петрович, безусловно, продемонстрировал редкую для украинских политиков законопослушность - раз есть решение Конституционного суда, которое обжалованию не подлежит, его надо выполнять.
Увы, тут он, пожалуй, неправ, поскольку выполнить решение КС ну никак невозможно. Иначе нам в ближайшее время придется выполнять распоряжения уборщицы какого-нибудь Мукачевского горрайонного суда, и это еще не худший вариант.
Ни в Конституции, ни в законе о КС невозможно найти упоминания о том, что суд может сам себе вводить в действие законы и конституции.
Кстати, КС, к сожалению, не счел нужным уточнить, на нормы какой именно Конституции он опирался, принимая решение? Той, которую отменил? Или той, которую ввел в действие?
Можно считать, что сейчас в Украине вообще не действует Основной закон.
Впрочем, так или иначе, у нас и раньше Конституция действовала только в рамках договоренности политических элит.
Однако даже если предположить, что сейчас действует Конституция 1996 года, следует согласиться с мнением администрации президента. Мол, решение КС обратной силы не имеет, а, значит, избранный на пять лет парламент должен функционировать до 2012 года. Если, конечно, не подоспеет еще какое-нибудь решение КС в духе "2х2=5".
Впрочем, у меня возникло впечатление, что Арсений Петрович все это понимает. А его инициатива представляет собой политический стеб с примесью здорового авантюризма, дабы показать степень абсурдности ситуации, в которую мы попали. А если повезет - довести дело до очередных выборов. По итогам которых, кстати, сам Яценюк имеет высокие шансы стать лидером собственной парламентской фракции.
Юридическая целесообразность
Итак, необходимости в проведении выборов нет.
А вот с целесообразностью все сложнее. Нынешняя ВР имеет более чем сомнительную легитимность.
Во-первых, она избрана на внеочередных выборах 2007 года, чья неконституционность очевидна.
По сути, тогда речь шла о государственном перевороте - ВР была распущена на основе не требований Конституции, а консенсуса политических элит, достигнутого под давлением президента. Найденный способ юридической легитимации досрочных выборов выглядит сомнительным. Хотя, на мой взгляд, отсутствие упоминаний о возможности распустить неправомочную Раду - скорее недостаток Конституции.
Во-вторых, еще два года назад, в 2008 году, действующая ВР должна была быть распущена из-за неспособности сформировать коалицию.
Президент Ющенко даже указ соответствующий издал, против ожидания - вполне конституционный. Однако премьер Тимошенко указ исполнять отказалась, поскольку... в стране был экономический кризис! В таких условиях, понятно, законы выполнять ну совершенно невозможно.
Позже Тимошенко все же создала новую коалицию, заменив Арсения Яценюка на Владимира Литвина. За что и поплатилась впоследствии.
В конце концов, нынешний состав ВР неоднократно демонстрировал свою неработоспособность в штатном режиме.
Если бы Виктор Янукович действительно ориентировался на "восстановление законности", он должен был бы начать с роспуска действующей ВР. Взамен он пошел путем создания "коалиции тушек" и организации неправомерных решений КС.
Политическая целесообразность: интерес Яценюка
Арсений Яценюк долго и красиво рассказывал о том, какие плохие действующие депутаты, и как нужна стране новая, ответственная политическая элита, которую и нужно привести в ВР на этих выборах.
Заодно досталось и президенту, который, дескать, боится молодых реформаторов в своей команде. Причем, сам Яценюк предстал как в виде молодого реформатора, так и бесстрашного лидера, не боящегося своей команды.
Честно говоря, выслушивая эти тирады, я вспомнил другого молодого, перспективного и очень-европейского лидера. В свое время он весь Киев завесил плакатами с изображением своих соратников, которые не будут бояться, воровать и предавать. А закончил тем, что вынужден был оперативненько распустить свою фракцию в Киевраде, поскольку трое из четверых его депутатов - и испугались, и предали...
Сейчас Яценюк, как представляется, находится в таком же положении.
Во всяком случае, никто из политических лидеров не додумался до подписания соглашений с кандидатами в депутаты местных советов от своей политической силы. Даже Юлия Тимошенко, при всех проблемах в организациях "Батькивщины".
Яценюк же подписывает соглашения, в соответствии с которыми кандидаты от "Фронта перемен" обещают после избрания следовать политической линии партии. И, ладно бы, он такие соглашения подписывал с беспартийным кандидатами, идущими при поддержке ФП, вроде одесского мэра Гурвица. Нет! Яценюк начал с подписания таких соглашений с руководителями собственных региональных партийных организаций!
Простите, а как же устав, программа, партийная дисциплина?
Если уж они не действуют - то где гарантии, что действовать будет дополнительное предвыборное соглашение? В конце концов, если уж Яценюк до такой степени не доверяет своей "новой элите" и боится её - может, ему не на выборы идти, а заняться партийным строительством? Что ему, кстати, и рекомендовал Петр Симоненко.
В этой ситуации интерес Яценюка выглядит сомнительным. Непонятно, в чем интерес пройти в ВР, с высоким риском остаться там генералом без армии? Разве что время не терпит - ведь избиратели могут и подзабыть перспективного кандидата...
Политическая целесообразность: интерес страны?
Второе направление аргументации Яценюка сводилось к тому, что, если уж одна половина страны избрала себе президента, то вторая должна иметь возможность избрать себе Верховную Раду и, таким образом, быть представленной во власти.
Ну а президент, столкнувшись с оппозиционным парламентом, должен будет постигать искусство политического компромисса.
Выслушивая эти речи, я вспоминал статью Табачника "Духовная капитуляция националистов" - нет, поторопился Дмитрий Владимирович. Это только Юрий Андрухович капитулировал. Но в остальном - все верно.
Во-первых, у нас уже есть опыт нахождения "компромисса" между двумя частями страны. Сводится он к тому, что одна часть должна подчиняться другой - более "свидомой". Причем сама по себе идея учета взглядов и интересов первой части страны - в полном соответствии с европейскими демократическими нормами! - рассматривается не как компромисс, а как апокалипсис, армагеддон, эмский указ, валуевский циркуляр...
В общем - полная и немедленная гибель всего украинского в стране.
И вы мне будете доказывать, что украинофоб - именно Александр Ефремов, а не его земляк Олег Медведев?
Во-вторых, фактически Яценюк предлагает откорректировать результаты президентских выборов - раз уж победил "не тот" кандидат, то его власть надо нивелировать, избрав ему оппозиционный парламент.
Вариант, конечно. Но ведь и президент, подобно Ющенко в 2007-м году, может найти способ откорректировать состав парламента...
В-третьих, Арсений Петрович признает, что существует, фактически, две Украины, с радикально противоположными политическими ценностями. В результате, одна часть страны всегда будет выбирать "демократические" и "патриотические" силы, в то время как другая будет выбирать силы, которые сам Яценюк никак не характеризует, но, в общем, понятно, какие они.
Если проблема настолько уж фундаментальна, то может не надо предлагать рецепты разделения властей между регионами, подобно тому, как в Ливане власть делилась между национально-религиозными общинами?
А сразу уж - выбрать двух президентов и два парламента?
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, специально для УП