Виборча кампанія: організаційно-технологічні особливості

Вівторок, 26 жовтня 2010, 13:35

По большому счету, содержание местных выборов 31 октября сводится к решению вопроса - сможет ли Партия регионов закрепить свою победу на уровне местных советов. Собственно, этот факт признала и оппозиция, которая, устами Юлии Тимошенко, призывает не отдавать голоса ПР.

Обеспечение нужных результатов голосования

В силу допущенных на раннем этапе стратегических ошибок (отказ от выборов в мае), вынужденных непопулярных мер в социально-экономической сфере и неспособности объяснить их смысл - обеспечить победу партии власти можно только манипулятивным путем.

Вероятность непризнания выборов международным сообществом низкая. Но оно, сообщество, безусловно сделает себе "зарубку на память". И, как только перестанет нуждаться в Януковиче, немедленно "вспомнит" о нарушениях на местных выборах.

В сфере "организации избирательного процесса", а попросту говоря, фальсификаций, следует обратить внимание на следующие моменты:

Во-первых, за приведение народного волеизъявления в соответствие с пожеланиями президента отвечает не Лёвочкин, а Клюев. Такое распределение обязанностей сформировалось еще до так называемого "введения в действие Конституции 1996 года", и выглядит по-своему логичным. Однако, в контексте борьбу между группами влияния в окружении президента, это будет иметь, как минимум, два последствия:

С одной стороны, Клюев получает в ходе этой кампании довольно значительное влияние на местные администрации, а также на часть депутатского корпуса. Это предсказуемо вызовет ревность со стороны главы АП.

С другой стороны, ожидаемые неудачи в ходе избирательной кампании негативно отразятся на влиянии Клюева.

Какой из элементов перевесит - пока неясно.

Во-вторых, способность "нарисовать" "правильные" результаты, да еще и так, чтобы они сошли за "натуральные", - во многом зависит от того, насколько главы администраций контролируют ситуацию, и насколько профессиональны исполнители фальсификаций.

И с тем, и с другим есть проблемы.

Главы администраций не контролируют до конца ситуацию... нигде.

Даже на Юго-востоке, поскольку там приходится учитывать интересы разных элитных групп уже внутри самой ПР... Многие и не могут ничего контролировать в силу, например, дефицита жизненного и политического опыта. Или, когда речь идет о западных областях, в силу низкого уровня поддержки ПР и президента.

Исполнители... Если это те исполнители, которые в 2004 году организовали Януковичу поддержку выше 100%, то, пожалуй, к ним лучше не обращаться.

Впрочем, из регионов приходят сигналы, что все намного хуже. Подменять протоколы и вбрасывать бюллетени поручают людям, которые, в лучшем случае, теоретически знают о том, как это делается. Спасает только то, что ожидать серьезного контроля со стороны политических оппонентов не приходится. Ну а контроля со стороны "гражданского общества" и не было никогда. Это вынуждены признать даже самые убежденные ветераны Майдана.

Правда, действительно хорошо построена система судебной власти.

Украинские суды стали настолько независимыми, что остается только удивляться, почему до сих пор не появилось решение какого-нибудь Дружковского райсуда, назначающее всех кандидатов от ПР депутатами. Впрочем, после выборов таких решений будет в избытке.

В-третьих, расколы региональных организаций "Батькивщины". Эта сфера, о которой чаще всего говорят как об источнике будущих несоответствий результатов выборов волеизъявлению, прямо к фальсификациям не относится.

В украинских партиях отвратительно построена работа с региональными организациями. Про первички и вовсе молчим - темный лес... В БЮТ и "Батькивщине" дела обстоят еще хуже, чем в большинстве партий.

Помимо обилия бизнесменов и чиновников, которые в принципе не могут быть в оппозиции, - для БЮТ характерна сверхцентрализация, исключающая аппаратный контроль над местными организациями.

Причем проблемы возникли задолго до победы Януковича. Достаточно вспомнить пресловутые выборы Тернопольской облрады - Тимошенко до последнего была уверена, что выборов не будет! Или конфликт бютовских идеологов с полтавским мэром Матковским из-за памятника Петлюре. Сейчас некоторые СМИ относят Полтавскую область к числу тех, где ЮВТ не контролирует "Батькивщину".

"Тушки" как материал для партстроительства

Чтобы не перенапрягать органы, занятые фальсификацией выборов, ПР привлекла в состав партии почти всех сколько-нибудь популярных беспартийных людей в регионах. Это резко повысило шансы ПР на хороший результат выборов, но создает и существенные угрозы, которыми руководство ПР пренебрегает.

Во-первых, перебежчики совершенно не индоктринированны. Например, недавно принятый в ПР мэр Днепропетровска Иван Куличенко уже позволяет себе заявления о том, что русский язык никогда не станет государственным...

Впрочем, в ПР идеологией не занимается никто. Причем до такой степени, что и Петр Писарчук во Львове позволяет себе дарить детям книги о "подвигах" вояков УПА и требовать уволить Табачника за "украинофобию"...

Во-вторых, опыт показывает: стоит власти немного пошатнуться, как "тушки" тут же начинают разбегаться.

Так что приобретение более чем сомнительное. Опираться на такое болото нельзя.

Внутренние войны

 

Ладно бы, не могли найти общий язык партнеры по коалиции, но ведь настоящие войны за кандидатов идут внутри Партии регионов!

В Донецкой области составление списков поручили не Колесникову, а Близнюку. Колесников обиделся. Даже сейчас в области продолжается грызня за места. В результате, например, в Красноармейске 14 (!) представителей ПР борются с единственным кандидатом от "Фронта змин".

В Днепропетровске руководство областной организации ПР (губернатор Вилкул) поддержало кандидатуру на пост городского головы Куличенко, занимающего этот пост с 2000 года. Руководитель городской организации сам намеревался стать кандидатом от ПР на этот пост и поддерживает, причем не слишком это скрывая, основного конкурента Куличенко - Загида Краснова.

В Одессе ПР пыталась выдвинуть против Гурвица двух кандидатов, по случайности оказавшихся отцом и сыном...

В Житомире кандидата на пост городского головы Михаила Заславского поддерживает группа Фирташа, а губернатор Рыжук ему противодействует. Один из основных сюжетов кампании - довольно жесткие словесные стычки между Заславским и замглавы ОГА Дебоем...

В общем, уже сейчас видно, что даже избрание мэром представителя ПР не только не исключает конфликтов между ним и руководством области, или депутатским корпусом, но даже предполагает их.

В чем тогда состоит пресловутая "стабильность", которую несет ПР?

КПУ как оппозиция

В Донецкой области и в Крыму в роли оппозиционеров оказались коммунисты - их нещадно "прессуют".

В Донбассе жалуются на снятие с регистрации целых районных организаций. Лидер донецких коммунистов Николай Кравченко обвиняет регионалов в непартнерском поведении, и призывает к выходу из большинства после выборов. А Леонид Грач слов не выбирает - он говорит о уже не о "макеевской", а о "фашистской" оккупации Крыма и призывает к выходу из большинства немедленно.

Самое интересное, что, например, в Луганске и Запорожье коммунисты Килинкаров и Бабурин занимают вторые рейтинговые места после кандидатов от ПР на пост мэров областных центров, и никто их за это не кошмарит...

Очевидно, такая ситуация вызвана региональными особенностями. Ни в Донецке, ни в Крыму люди не будут голосовать за оппозицию, потому в качестве оппонентов разочаровавшей их власти выбирают её фрондирующих союзников.

В Донецкой области, как мы уже писали, слишком велика конкуренция между самими регионалами. В Крыму Джарты строит идеальную схему, исключающую из власти представителей каких-либо сил, кроме ПР. "Лоскутное одеяло" блока "За Януковича" там полностью уничтожено.

Немного о социологии

Общенациональные социологические данные дают картину достаточно стройную и логичную. На первом месте ПР, растерявшая около 10% избирателей в пользу коммунистов, "Сильной Украины" и других идейно близких сил. На втором - БЮТ, который, кажется, упал ниже критической отметки 13%.

Между тем, на местном уровне от этого благолепия и следа не остается. Более того, между результатами опросов на местах и в общеукраинском масштабе - связи вообще не находится.

Например, практически повсеместно фиксируется рост рейтинга КПУ, причем немаленький. В Крыму и Донецкой области он, по некоторым данным, уже превышает 15%. Грач даже 35% собрать планирует. Даже в Луцке рейтинг КПУ составляет около 5%.

Однако, в масштабе страны подвижки не столь очевидны...

Но лучше всего масштаб катастрофы виден на пример Полтавы и Винницы - в обоих городах среди лидеров присутствует виртуальная партия "Совесть Украины", от которой выдвигаются популярные кандидаты на пост городского головы, Мамай и Гройсман, соответственно.

Так или иначе, но Партия регионов получит большинство в большинстве же местных советов. Если не по результатам выборов, то по результатам поствыборной реструктуризации мажоритарщиков. Однако, это не будет означать конец демократии - вместо многопартийности будет многофракционность.

И самое главное.

Достигнув контроля над местными советами не совсем честными методами, ПР подставится так, как подставился Кучма в 2000 году...

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Оновлений дашборд — більше можливостей для моніторингу тиску на бізнес

Румунія проти Заходу? Чи стане проросійський популіст новим президентом сусідньої країни

Розвиток розподіленої генерації – це шлях до енергетичної незалежності

Аудит НАБУ: оцінимо що працює добре, що ні, і запропонуємо рекомендації

Хтонь бюрократії

Уникнути нової залежності: чому Єврокомісія має очолити курс на відмову від російського палива