Хто ж Ви, пане Гарань?
В субботу делали шопинг. Это когда вбегаешь в магазин и, не приходя в сознание, покупаешь продукты на всю неделю. Гастроном огромный. Там всякой еды много по национальным интересам.
Публика все больше эмигранты - китайцы, индусы, русские. Я купил горчицу, колбасу, черный хлеб и странный мохнатый китайский сладкий лук. Потом взял индийскую газету, где писали о том, что Игры Содружества скомпрометированы рухнувшим мостом.
Рядом лежала украинская газета "Час и подiї". В ней - объявление о том, что в Украинском культурном центре в воскресенье выступит известный политолог с Украины Алексей Гарань.
Родина позвала - и я пошел.
Небайдужiсть
Вот это самое слово описывает состояние чикагской украинской аудитории, пришедшей на встречу с Алексеем Гаранем. Когда я вижу диаспорных стариков и старушек, а именно они составляли большинство в зале, у меня теплеет на душе.
Я люблю и уважаю этих людей, потому что они прошли все, что нормальный человек выдержать не может. Это невозможно даже представить. Голод, советская власть, война, лагеря перемещенных лиц, выживание в иммиграции и заключительная пытка украинской независимостью.
Мечта воплотилась в каком-то странном пугающем образе Януковича и Табачника, парящими как стервятники над милыми сердцу пейзажами. И парящими, естественно, за московские деньги.
Я не иронизирую. Я понимаю этих людей. Они пришли в костюмах и галстуках. А я был в дешевой майке. И мне было стыдно. Потому что они были из той Украины, о которой мы мечтали. А я был из той, которая получилась.
Впрочем, в зале была небольшая и очень активная группа свежих молодых иммигрантов, которые были тоже без галстуков и, видимо, без образования. По их лицам было видно, что они тоже обеспокоены нынешней политической ситуацией на родине, и им есть что сказать. И они сказали. О, как они сказали! Но это было потом.
Пока все было тихо и спокойно. Непринужденную обстановку в зале Культурного центра явно усиливал искусственный подсолнух на столе и трибуна лектора, украшенная рушниками. Еще включили украинские песни, но потом выключили, решив, что перебрали по части фольклора.
Затем Марта Фарион - адвокат и общественный деятель - представила лектора. Она вкратце описала достижения политолога, а затем перешла на щекотливую тему диаспоры.
Я знал, что сейчас разговор будет о человеке, у которого фамилия начинается на "Я". Но тому, что произошло потом, позавидовал бы даже Голливуд. Фарион сообщила, что у присутствующих неоднозначное отношение к Януковичу. И если они хотят разрядить свои негативные эмоции, то могут воспользоваться методикой вуду. И она достала глиняную фигурку и иголочку.
И я застыл в ужасе. Потому что, если это правда (а кто его знает), и она сейчас кольнет глиняную реплику президента Украины, то в ту же минуту Виктор Федорович упадет в своей резиденции и потом потребуется тащить с Цейлона жреца, две бутылки виски, ехать ночью к Индийскому океану и там бросать эту фигурку строго в направлении Мальдивских островов.
Я это точно знаю. Потому что до этого все это рассказали по американскому радио в программе про разнообразие нашей планеты.
Я хотел пробиться на сцену, выхватить фигурку и заработать звание Героя Украины за спасение президента (возможно, посмертно) Но Фарион сказала, что она человек цивилизованный и только царапнет вудуистского Януковича.
Потом пригласили Гараня.
Гарань выглядел, как подобает профессору. Легкая задумчивость, портфель, очки на кончике носа и то необъяснимое изящество мысли, которое делает политологию чем-то сродни виртуозной игре на скрипке.
Во-первых, очень красиво. Во-вторых, невозможно пересказать. В-третьих, невозможно удержать в голове более 3 минут после выхода из помещения.
Гарань говорил о том, что родина в опасности, и демократические институты подвергаются притеснению. Но он, с другой стороны, заверил, что мы - не Россия, и поэтому у нас путинская модель невозможна. Звучало тревожно, но обнадеживало.
Самое интересное наступило, когда начали задавать вопросы. Молодые и очень горячие сторонники партии "Свобода" процитировали компромат на Гараня, который собственно состоял из цитаты его работы на тему украинских буржуазных националистов в Институте истории в 1988 году.
И в конце был задан вопрос ребром: "Так кто же Вы, господин Гарань?".
А на это профессор им объяснил, что статья эта написана в советское время, и что молодые люди не знают, что это значило - работать под колпаком ЦК.
И еще он им рассказал, что сутью подобных статей на самом деле была инициация дискуссии по поводу темных пятен в нашей истории. И добавил, кстати, что он не был членом партии, а был младшим научным сотрудником и членом РУХа, а затем ушел в Киево-Могилянскую Академию.
Но они его и слушать не хотели. Потому что они пылали священным гневом. И на самом деле: вот он, Алексей Гарань, - интеллигент, киевлянин, русскоязычный по рождению, сын музыканта, ездившего в 60-тые годы за границу. Одним словом, человек подозрительный.
А они родились украиноязычными. Возможно, их родственники пострадали в борьбе за Украину. Возможно, они плохо учились в школе, в отличие от профессора, и теперь работают гастарбайтерами в Америке. А Гарань их учит жить. Получилось точно так, как говорил Тягнибок. С учением партии совпадает.
И еще они кричали, что суд оправдал Тягнибока по поводу его фразы про жидов и москалей. А Гарань им сказал, что говорить "жиды" все равно нехорошо. А седой старичок в первом ряду очень вежливо возразил: "А Шевченко?".
Но тут Фарион, будучи модератором, вмешалась. Потому что дискуссия выходила из-под контроля и больше стала напоминать разборки в провинциальном ресторане. Модератор сказала, что в тяжелый час мы должны объединиться, а не ругаться.
А когда мы ругаемся, "подумайте, кому это выгодно". И наступила мертвая тишина. И в этой тишине маленькая седая старушка сказала: "Це вигiдно Москвi". "И Ленинграду", - добавил я.
Лекция закончилась. Я вышел. Вечер был не киевский, но хороший. Хорошо все-таки, что мы такие разные, подумал я.
Михаил Пиевский, Чикаго, для УП