Реєстраційна країна
"В очередь, сукины дети, в очередь!", - так понимал правила выживания в забюрократизированной стране булгаковский Шариков. И был прав. Ведь украинские граждане постоянно стоят в каких-нибудь очередях, оформляя какие-либо документы. Даже, скорее, не документы, а - бумажки.
Многочисленные бумажки, собирание которых занимает у рядовых украинцев не часы, не дни, а недели. Причем собирать их нужно десятками для оформления любого мало-мальски значимого акта: прописки, постановки на воинский учет...
Бумажки собираются по любому поводу. А на каждой бумажке нужно поставить множество подписей и печатей. Ситуация осложняется тем, что бумажку выдает один чиновник, подпись ставит второй, а печать - уже третий.
В целом бумаготворчество - это характернейшая черта нашей регистрационной страны.
В бумаготворчестве - сила отечественного чиновничества и слабость государства в целом.Сначала попробуем объяснить, в чем сила.
Если бы для любого акта - покупки квартиры, прописки, прохождения техосмотра - не нужно было оформлять множество документов, то оказалась бы, что армия чиновников, которые сегодня сидят во всевозможных канцеляриях и плодят всевозможные бумаги, совершенно не нужна. Но именно от них зависит, как быстро вы станете на какой-нибудь учет, и сколько усилий вам придется приложить для того, чтобы, например, пройти техосмотр своего автомобиля.
Причем чиновничество само порождает чиновничество. Создание одной канцелярии влечет появление проверяющих инстанций.
Таким образом, бюрократия становится завязанной сама на себя, и всячески противостоит попыткам реформирования системы. Кроме того, система порождает коррупционную вертикаль, разрушения которой не выгодно ни чиновникам, ни вышестоящим государственным деятелям.
Важно понимать и признавать, что и каждый рядовой гражданин является частью этой бюрократической системы.
Ведь не секрет, что все регистрационные вопросы быстро решаются, если гражданин окажется в достаточной степени "благодарен" чиновнику. А значит, своими действиями мы сами поддерживаем существование разветвленной бюрократии в нашей "регистрационной стране".
Дабы рассуждения не показались слишком отвлеченными и умозрительными, приведем несколько жизненных примеров.
Чтобы зарегистрировать место проживания, в народе просто "прописаться", вам нужно в десятидневный срок после выписки с последнего места жительства прибыть в паспортный стол районного управления милиции и отстоять в многочасовой очереди для получения бланков.
Если же вы просрочили хотя бы один день, а именно так случилось со мной, - вы совершили административное правонарушение.
Против автора, "злостно" пренебрегшего порядками регистрации, было заведено административное дело! Самое что ни на есть настоящее! С протоколом допроса и штрафом.
Штраф, правда, небольшой - от 17 до 51 гривны. Однако чтобы заплатить этот штраф, я занял очередь в районное управление милиции с 6 часов вечера... и стоял в этой очереди сутки. Только после этого мне удалось попасть в "цепкие лапы правосудия", когда до меня дошла очередь, и не блещущие вежливостью работники паспортного стола дали мне бланк на оплату штрафа.
Дальше существует еще масса бюрократических процедур, но опыт автора говорит о том, что их проходить уже куда проще.
Однако все это мелочи жизни!
Если вам, к примеру, 16 лет, и вы хотите получить паспорт, ваши дела совсем плохи.
Мне удалось познакомиться с молодым человеком девятнадцати(!) лет, которого доблестные работники паспортного стола "гоняют" уже три года! И три года парень не может получить паспорт, потому что у него - то что-то просрочено, то бланков нет.
Конечно, мы должны предположить, что молодой человек из этого примера - не самый добросовестный гражданин и действительно оформляет документы не вполне надлежащим образом. Но сама ситуация достаточно показательна.
И это - только самая малость тех "благ", которые предоставляет украинцам "регистрационная страна".
С такими же проблемами можно столкнуться в налоговой, в санэпидемстанции, при оформлении частного предприятия - да, в общем, повсюду.
И всюду гражданин наталкивается на чиновников, бороться с которыми невозможно. Потому что они фактически превратились в своего рода "клан" - внутренне взаимозависимую систему, не заинтересованную в своем изменении, а тем более в ликвидации.
В чем же еще слабость "регистрационной страны"? В потери времени и человеческих, кадровых ресурсов.
Очевидно, что пока гражданин стоит в немыслимых очередях, бегает по банкам, чтобы оплатить штрафы, и ставит сотни подписей и печатей, он теряет кучу полезного времени. Этот гражданин вынужден отпрашиваться с работы - ведь все контролирующие органы заканчивают работу не позже 17:00, а начинают ее никак не раньше 9:00. Он вынужден забивать себе голову штампами и бланками. Вместо того чтобы, например, думать о хирургических операциях на сердце, если наш условный гражданин работает врачом, или о дипломных работах, если он университетский преподаватель.
Проблему можно было бы снять, произведя механизацию и автоматизацию многих функций, которые сегодня исполняют люди.
Например, бланки на штрафы вполне могут выдавать автоматы, за которыми бы следил всего один оператор, сидящий за компьютером. Если поставить 15 автоматов вместо 5 служащих, в наших регистрационных органах полностью исчезнут очереди, а множество людей будут освобождены для действительно продуктивной работы.
В странах Западной Европы, в США и Японии метод автоматизации дал ощутимые результаты. Поэтому использование их опыта в Украине вполне может принести пользу.
Но делать это, как уже было сказано, не заинтересован никто. Ни взаимозависимые друг от друга чиновники, ни граждане, во многом влившиеся в бюрократические порядки и "ритм" жизни, ни политики, находящиеся, по сути, во главе этой бюрократической системы.
Поэтому пока вы читаете эту статью, тысячи людей стоят в очередях в сотни инстанций, и оформляют различные документы.
А "регистрационная страна" продолжает процветать.
Алексей Красноперов, политолог, специально для УП