Міняю крейсер "Україна" на міст у Севастополі

Середа, 29 вересня 2010, 13:55

Уже несколько десятилетий обсуждается необходимость строительства на территории Крыма двух крупных мостов: широко разрекламированный проект "Керчь- Кубань", и мост в Севастополе через Севастопольскую бухту.

Идея соединить Крым с Кавказом достаточно хорошо известна. Благо, сейчас в ее раскрутке лично участвуют президенты Виктор Янукович и Дмитрий Медведев. Даже срок открытия моста уже озвучен - 2014 год.

Главный недостаток проекта - не совсем понятно, зачем этот мост вообще нужен.

Основной аргумент в его защиту: переход "Керчь-Кубань" позволит на 450 километров сократить маршрут на отрезке Херсон-Новороссийск, и станет частью кратчайшего сухопутного пути из Лондона в Шанхай.

Звучит заманчиво. Но до сих пор никто не доказал, что в обозримом будущем появится пассажирский и грузопоток, ради которого следовало бы сегодня потратить около 1,7 миллиардов долларов. Это ориентировочная цена, которую озвучил крымский премьер Василий Джарты.

Мост в Севастополе не так известен.

Но он реально необходим, чтобы связать две части города. Сейчас, чтобы добраться на автомобиле с Северной стороны Севастополя на Южную, отделенную километром воды, надо около часа огибать бухту через Инкерман.

Тысячи, а в курортный сезон - десятки тысяч людей и сотни автомобилей - ежедневно (!) вынуждены пользоваться катерами и паромом, чтобы перебраться на другой берег. С 1 января 2011 года паром будет списан из-за старости. А средств на покупку нового у Севастополя нет.

Несмотря на актуальность проблемы, перспективы строительства моста неясны.

8-го сентября глава Севастопольской городской госадминистрации Валерий Саратов заявил, что не стоит ожидать возведения моста на Северную сторону в обозримом будущем, поскольку мост стоит 300 миллионов долларов, которых у города нет...

Это еще одно подтверждение того, что все попытки команды Януковича привлечь российский ресурс на благо крымчан и севастопольцев - оказались бесплодными. А ведь еще в мае 2010-го, поясняя выгоду харьковских соглашений для Украины, Николай Азаров уверял, что россияне собираются потратить на инфраструктуру Севастополя "огромные деньги".

Но промежуточный итог настолько плачевный, что договор по "газофлоту" публично раскритиковал даже упомянутый руководитель СГГА Саратов. Он прямо заявил, что ожидания от соглашений не оправдались.

На наш взгляд, нежелание россиян вкладывать деньги в Крым и Севастополь частично поясняется тем, что украинская сторона не в полной мере учитывает российские традиции "творческого обращения" с бюджетными деньгами при воплощении больших инфраструктурных проектов.

В связи с этим позволим себе высказать рацпредложение. Оно основывается на передовом российском опыте и укладывается в предвыборную концепцию ПР "Строим новую страну".

Владивосток - 2012

Иллюстрацией современной российской практики осуществления масштабных строек являются проекты во Владивостоке, где в 2012 году состоится саммит АТЭС.

Саммит продлится лишь несколько дней. Но в России его позиционируют как архиважное мероприятие, которое поможет РФ существенно упрочить свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Поэтому на строительство объектов к саммиту выделено 284 миллиардов рублей, это около 9 миллиардов долларов. Причем 202 миллиарда, или 6,5 миллиардов долларов - из федерального бюджета.

Самые наглядные проекты - два моста.

Первый - мост с материка через пролив Босфор Восточный на остров Русский. Второй - мост через бухту Золотой рог, которая делит Владивосток на две части. Точь-в-точь как в Севастополе.

Мост на остров Русский, где сейчас проживает всего 3 тысячи человек, курирует лично премьер РФ Владимир Путин. Этот объект будет одним из крупнейших вантовых мостов в мире. Общая его длина с эстакадами - 3 километра, длина центрального пролета - 1104 метра.

Стоимость этого моста точно не известна. Называются суммы от полутора миллиардов долларов и выше. Помимо того, что это недешево, критики проекта в России задаются вопросом - а действительно ли мост необходим?

В качестве обоснования его "нужности" обычно указывают, что мост свяжет Владивосток с островом, где разместится комплекс Дальневосточного федерального университета. Именно на его базе и состоится саммит АТЭС, а затем будет развиваться дальневосточная наука и образование.

Начальная стоимость работ по строительству университета - более 2 миллиардов долларов, 65 миллиардов российских рублей.

Пока даже инициаторы строительства университета не могут пояснить, кто и чему там будет учиться. Зато университетский комплекс уже полным ходом строит ЗАО "Крокус Интернешнл".

Показательно, что упомянутая компания никогда не работала на Дальнем Востоке, и не имеет опыта строительства таких объектов. Ее специализация - возведение торговых центров, супермаркетов и элитных коттеджных поселков в Москве.

Также известно, что владельцем компании является российский бизнесмен азербайджанского происхождения Арас Агаларов, сын которого женат на дочери президента Азербайджана Ильхама Алиева.

И уже открытым текстом идет информация, что территория острова будет отдана под элитную частную застройку. Благо, вся инфраструктура будет создана при строительстве университета за госсчет. Также, за счет частных инвестиций, планируют построить развлекательный комплекс с отелями, игорной зоной и прочее.

Мост через бухту Золотой рог, необходимость которого не вызывает сомнений, тоже будет вантовым. Стоимость проекта - порядка 600 миллионов долларов.

Интересно, что в 2008 году тендер на его реализацию, в котором принимали участие японские, китайские, корейские, французские компании - мировые лидеры, построившие не один крупный мост, - выиграла российская "Тихоокеанская мостостроительная компания", основанная в 2005 году и не имеющая опыта строительства подобных сооружений.

Как указывали СМИ Владивостока, соперники ТМК были отсеяны по формальным признакам. У кого-то "вдруг" не оказалось лицензии на работу в России, чей-то комплект документов оказался "неполным", и так далее. Однако после того как подряд был отдан российской компании, другие участники тендера стали... субподрядчиками.

ТМК, которую связывают с губернатором Приморья Сергеем Дарькиным, помимо строительства моста, в рамках подготовки к саммиту, получила подряды в объеме 500 миллионов долларов еще и на строительство дорог.

Таким образом, принцип реализации проектов просматривается очень четко.

Из госбюджета под красивую идею выделяются громадные деньги. Эти средства в идеале используются не только для разового заработка "правильных" структур, но и открывают возможности для развития "правильного" бизнеса.

Ведь сумма будущих вложений уменьшается на стоимость инфраструктуры, которая создается за счет налогоплательщиков.

Ненужный крейсер - на нужный мост

Очевидно, что в проекте "Керчь-Кубань", несмотря на его неубедительное обоснование, какие-то влиятельные лица усмотрели рациональное зерно.

15 сентября совмин Крыма сообщил, что украино-российская рабочая группа уже начала подготовку Меморандума о строительстве транспортного перехода. Межправительственное соглашение по этому поводу собираются подписать в начале октября.

Пока не ясно, будет ли это мост или туннель. Также существует как минимум 4 варианта размещения перехода.

Но уже очевидно, что никто не верит в сказки о "коротком пути" из Лондона в Шанхай.

Реальное обоснование для строительства моста еще в мае 2010-го дал посол РФ в Украине Михаил Зурабов. По его словам, мост позволит создать "единое рекреационное пространство", превратить Крым и Кавказ в единый курорт.

Суть этого проекта в том, что от Севастополя до Абхазии основные доходные объекты - гостиницы, аквапарки, марины, гольф-клубы, игорные зоны и так далее - будут принадлежать российскому бизнесу, а также "правильным" людям из Украины.

Если смотреть с этого ракурса, то сразу же появляются аргументы для выделения на проект бюджетных средств. Именно поэтому транспортный переход может стать реальностью.

Чтобы сделать реальностью мост в Севастополе, нужно выстроить подобную схему, учитывающую интересы российской стороны.

Например, такую:

Необходимо, чтобы в ближайшие дни севастопольский градоначальник Валерий Саратов публично предложил обменять недостроенный ракетный крейсер "Украина", который уже два десятилетия находится на заводе "61 коммунара" в Николаеве, - на мост в Севастополе.

Ведь стоимость этих объектов сопоставима.

Обменять с условием, что формулировать ТЗ для моста, осуществлять контроль над его строительством, соблюдением технологий, экологических норм - должна украинская сторона.

Финансирование же проекта россияне могут организовывать на свое усмотрение.

Сколько будет стоить мост российскому бюджету, кто его будет строить - это не наше дело. Главное, чтобы он получился качественным.

От обмена выиграют все:

- Украина получит мост для своего города и избавится от крейсера, который мы никогда самостоятельно до ума не доведем;

- Партия регионов при этом покажет, как она "строит новую страну" и "улучшает жизнь уже сегодня";

- Российская сторона получит неплохую "тему", а в придачу - крейсер, который ей будет не лишним и позволит говорить о возрождении мощи флота. Заодно россияне всегда могут показать на местности, как они заботятся о Севастополе.

Посодействовать раскрутке такого обмена могут бизнес структуры, которые имеют интересы в Севастополе, и хотели бы улучшить логистику в городе. Несколько публикаций, сюжетов на ТВ, пара круглых столов с "экспертами" - и процесс пойдет.

Ну а если из идеи ничего не получится, Саратов всегда может сказать, что пошутил.

В любом случае его политсила заработает несколько очков перед выборами.

В общем, нужно искать какие-то новые ходы. Иначе Крым и Севастополь превратятся в самое наглядное свидетельство того, что команда Януковича способна только прогибаться перед Москвой, присваивать созданное другими и облагать данью свой народ.

Создавать что-то большое - это не её удел.

Алексей Копытько, руководитель проекта "ФЛОТ2017", специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану

Дорогою ціною