"Слабкі" політики
Сегодня, когда Украина приобрела "стабильного" лидера, готового "строить новую страну", хотя бы в виртуальной плоскости своих иллюзий, - стало распространенным глубокое и абсолютно ничем не обоснованное суждение о том, что приходят "старые времена".
Идея, что могут вернуться времена Кучмы или ещё лучше - "советской власти", выглядит не просто идеализировано, а как-то по-детски наивно.
Невольно появляется улыбка оттого, что таксисты, которые меня подвозят, люди, которые ездят со мной в поезде из восточной в центральную Украину, бабушки у подъездов и кондукторы трамваев - все они искренне радуются "стабильности" и порядку. Умом, как говорится, не понять.
Никакая логика доказательства здесь не помогает. Единственное лекарство - самосознание того, что лидер слаб, и тот образ, в котором он пребывал раньше - всего лишь фикция.
Так как сейчас не представляется возможным говорить о "слабом" Викторе Януковиче, по крайней мере, пока что не представляется возможным, предлагаю рассмотреть два весьма занятных случая, феномена современной украинской политики - Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко.
Первый - "надежда украинской демократии и западного вектора развития нашего государства". Имея непоколебимый авторитет, созданный оранжевой революцией, он расстался с этим политическим богатством в силу своих личных амбиций, непреодолимого тщеславия. И просто - по причине банальной неспособности руководить государством.
Доказательство - он не смог взять вторую каденцию, хотя никаких "непопулярных" реформ не проводилось. Политический капитал был растрачен попусту.
Феномен Ющенко - это хороший образец плохого менеджера, который не просто разрушил собственную "революционную команду", тем самым, предав "идеалы майдана". Это политик, высшим достижением которого навеки останется мирное проведение акций протеста - цветной революции, которая могла иметь иной исход.
Хотя, опять же, можно спорить относительно меры заслуги в этом Виктора Ющенко. Организацией и покровительством майдана занимались настоящие профессионалы, которым и стоит адресовать похвалу.
Слабость последнего президента находится в его персональных качествах, как человека, и в профессиональной некомпетентности.
Юлия Тимошенко - феномен совсем иного порядка.
Не впервые описывая процессы виртуализации политики и власти, я, все же повторюсь: в современном обществе происходит ряд существенных изменений, которые касаются смещения виртуальных систем к обыденной реальности.
В случае с Тимошенко, на практике это означает, что её виртуальный образ, имидж, был разбит президентскими выборами 2010 года. Он взорвался примерно так же, как взрывается воздушный шарик, к которому приставили огонёк.
Разница в 3% между Тимошенко и Януковичем испарилась во втором туре при схеме голосования "против", стала легендой, мифом. Этот миф с удовлетворённым причмокиванием вспоминает "главная оппозиция". Ведь у нас, напомню, существует, по меньшей мере, три центра оппозиции.
Вассалитет, культивированный в этой партийной структуре, поражал своим всеобъемлющим характером. Конечно, он свойственен не только для БЮТ, но и для других "бабочек-однодневок" украинской политики. Однако сам проект политической силы, построенный на поклонении честолюбивому лидеру, на её рейтинге - "Блок Юлии Тимошенко",- стал основой для возникновения плагиаторов. К примеру, тот же "Блок Литвина".
Получается, что от эффективности одного лишь лидера зависит эффективность всей политической силы. И его, лидера, неудачи, неспособность выиграть выборы - становится смертельным приговором для всей политической силы, после которого начинаются "крысиные бега" в разные стороны. В нашем случае в лоно ПР.
Отсутствие внутренней идеи в политическом блоке приводит к тому, что Тимошенко пытается перетянуть в свои руки новый бренд. На сей раз националистический. И выгляди это, надо сказать, очень забавно.
Человек, который полтора года назад пытался доказать восточной Украине, что Москва "не против" неё, сейчас разбивается об скалы собственных ошибок, пользуясь наигранной и неестественной для этого политика националистической риторикой.
Воистину политика - это искусство возможного!
В предыдущей статье я уже писал, что все современные украинские политические проекты - фиктивные.
Проблема идеологических партий состоит в том, что они поддерживают фиктивную, невыполнимую программу, как КПУ, или имеют локальный характер вследствие специфики идеологии, как ВО "Свобода".
Хотя мы можем и здесь попасть в интеллектуальную ловушку. Ведь сложно подобрать критерии для выявления настоящей идеологической партии. Это "Свобода" или "Союз левых сил", КПУ или "РУХ"?
Но мы немного отвлеклись...
Феномен госпожи Тимошенко будет повторяться в будущем.
Феномен Ющенко будет повторяться в будущем.
Главный вопрос: как скоро Янукович пополнит ряд "слабых политиков"? Когда это произойдёт?
Какая средняя продолжительность жизни партии или политического проекта в Украине? Пять, десять, пятнадцать лет? Ведь у нас нет партий с настоящей историей, историей, которая охватывала бы более 100 лет. У нас нет ни предтечей, ни основ!
Это принципиальные вопросы, ответы на которые могут дать представление о причинах специфического политического устройства в Украине. И "отмазки" по типу "всё решают деньги" - здесь не принимаются. Ведь мы говорим о передаче, делегировании власти от одних монополистов к другим. При этом финансовый фактор уходит на второй план.
Идея в том, что политические проекты, в отличие от политических партий, штампуются каждые пять лет.
Сначала были проекты СДПУ(о) и "За ЕдУ!", которые после их уничтожения "раскрутили" новый бренд, участника "За ЕдУ!" - Партию регионов, которая в свою очередь, после своего уничтожения создаст или уже создала ещё что-то.
Делегирование власти от бывших коммунистов, составивших основу нового политического бомонда, проходило не только по ветке ПР. Оно двигалось и через политическое силы, что в 2002 году, а потом и в 2006 - попали в БЮТ и "Нашу Украину", а позже в блок НУ-НС.
Мыльные пузыри-рейтинги - и есть истинная слабость украинских политиков.
Без поддержки и постоянного PR через СМИ они не стоят и ломаного гроша. И политики это прекрасно понимают. Поэтому они нашли универсальный способ вставать на политическом ринге после нокдауна: создавать новые политические проекты каждый раз, когда высасывать из пальца информационные поводы, обращая внимание общественности на себя, под старой торговой маркой уже не получается.
Вот и теперь виднеются две новые структуры, которые претендуют на "должности" партии будущего: "Фронт перемен" и "Сильная Украина".
По сути дела - те же проекты "Трудовой Украины", и микса между ЕЦ и НУ под новой торговой маркой.
Люди не меняются, меняются только вывески. Меняются правила франчайзинга.
"Слабые политики" как феномен украинской политической жизни - появился не так давно. Он стал возможным только после перенесения главных политических баталий с улиц на телеэкраны. Отмечу, это было сделано для монополизации политического поля, которое прошло процесс виртуализации.
Кто не находится на телеэкранах, те и не имеют практической возможности создать сильную партию. Ведь нужно поддерживать рейтинг, необходимо "светится".
Новые политические силы в Украине, если они не завязаны с информационными монополистами, в первую очередь экранными, имеют минимальные шансы на то, чтобы стать популярными политическими силами и претендовать на место в парламенте.
Исключений из этого правила не бывает.
Можно лишь найти обходные лазейки для распространения и PR, например, использовать Интернет. Но в таком случае, необходимо сразу рассчитывать проект на молодёжь и невообразимое везение, которое должно сопутствовать политической силе во время выборов.
Поэтому парламентские выборы 2012 года станут Рубиконом, на котором во многом и решится судьба украинской политики. Если туда попадут новые политические силы, ранее не представленные в парламенте, смогут ли они повлиять на политический процесс в Украине, или ситуация будет напоминать Россию с их "ЕР и Ко"?
Ведь если в парламент пройдут ПР, БЮТ, "Сильная Украина", ФП, ВО "Свобода" и, возможно, КПУ - кто с кем будет договариваться? Коалиции не очевидны, не очевидны и представители оппозиции. Лишь поведение протестных партий выглядит предсказуемым.
Если прибавить к этому ослабление ПР, неизвестно, кто будет претендовать на кресло премьера. А такое ослабление обязательно произойдёт в ближайшие два года - по причинам внутренних раздоров в кругу спонсоров этого "клуба по интересам". Значит, закономерно и ослабление лидера ПР и президента в одном лице.
Ведь сейчас администраторы ПР пытаются создать видимость одного лидера, Януковича, акцентируя внимание на нём. Медийное позиционирование Азарова как премьер-министра выглядит очень серо - вспомните времена Тимошенко.
В этом я усматриваю повтор ошибок допущенных и БЮТ, и "Нашей Украиной": проводя политическое рекламирование и PR Януковича, команда ПР постепенно затягивает узел у себя на шее. Они не понимают банальной вещи, о которой "написали книгу" Леониду Кучме: "Украина - не Россия": тут не получится стоять у корыта вечно.
Когда ответственность на одном человеке, то с него и весь спрос: падение рейтинга Януковича будет гармонично связано с самоуничтожением ПР и порождением нового политического проекта, который обязательно приютит политических сирот и участников "крысиных бегов".
Долго ли протянет ПР на PR - покажет будущие.
Андрей Самброс, ХНУ имени Каразина, политический аналитик, "Спілка молодих політологів України", специально для УП