Реформа "газових субсидій", що не отримала свого піару

Понеділок, 30 серпня 2010, 17:17

Когда молодой француз теряет работу, он заходит на специальный сайт в интернете, распечатывает форму, подписывает ее, отправляет по почте в свой ближайший "собес", и со следующего месяца просто получает чек по той же почте с назначенным ему пособием.

Ему никуда не нужно ходить. Ему нужно лишь указать свое имя, последнее место работы и номер социального страхования. Все остальные данные в современном обществе о нем уже известны электронному правительству. Известна его зарплата и банковские счета - ведь он платит с них налоги, известно семейное положение и метраж его квартиры - ведь он купил ее легально и оформил на себя в кредит.

Между этим примером и украинской системой соцобеспечения - пропасть. Это знают все читатели данной статьи. Этот тезис не нуждается в доказательстве. Как и тезис о том, что на переделку того, что есть "у нас" , сделать таким как "у них" - на это нужны годы. А еще политическая воля, настроенность на реформы и прочее, и прочее, что, как считается, нынешнему правительству не присуще.

В этом нынешнем правительстве я работаю уже пять месяцев. И молниеносная реформа системы соцзащиты была проделана на моих глазах.

Всего два дня понадобилось Министерству труда, чтобы придумать как навсегда избавить людей от потребности собирать справки по одному вдруг ставшему приоритетным виду соцвыплат, и всего месяц - для того чтобы воплотить эту систему по всей стране.

Модель получения этого вида помощи стала едва ли не проще европейской. Просто этим забыли похвастаться. Вместо этого информационное пространство привычно заполнил БЮТ с тезисами о 50-процентном повышении цены на газ для населения. Хотя расчеты МинТЭКа и МинЖКХ изначально показывали, что повышение это составит в среднем 20 гривен для одной семьи, к чему я вернусь в конце статьи.

Но в начале - о революции субсидий.

К середине августа более девяти миллионов семей в Украине получили по почте письмо из близлежащего Пенсионного фонда. В конверт был вложен заранее проплаченный конверт с адресом ближайшего "собеса".

Так начала работать автоматическая система назначения жилищных субсидий. Она предполагает, что больше не нужно лично брать множество справок и выстаивать километровые очереди под дверью районного инспектора. Теперь достаточно заполнить присланное заявление и отправить его по почте, и компьютеры сделают за человека всю бумажную работу.

Этот механизм стал частью реформы системы жилищных субсидий, которая началась всего два месяца назад. Она велась по трем направлениям: улучшение и упрощение условий предоставления субсидий, а также расширение охвата населения.

По предварительным расчетам, новая, улучшенная система субсидирования должна охватить более миллиона семей, или около 4 миллионов сограждан.

До начала реформы государство давало дотации семьям, если расходы на оплату коммунальных услуг превышали 20% их доходов. Если человек жил один, то, сколько бы он ни зарабатывал, платить за газ, электроэнергию и тепло приходилось не более 20% своего дохода.

Такой была норма для работающих граждан. Для пенсионеров и инвалидов она оказывалась еще более щадящей - расходы на коммунальные услуги не должны превышать 15% того, что человек получает за месяц.

Принцип улучшения был заложен в постановлении правительства, которым запускалась реформа системы жилищных субсидий. Согласно этому решению, Кабинет Министров уменьшил порог, ниже которого человек получает право на помощь государства. Для трудоспособных он уменьшен с 20% до 15%, а для пенсионеров и инвалидов - с 15% до 10% ежемесячного дохода.

Такое снижение призвано защитить самые неимущие слои граждан от объективно необходимого повышения цен на коммунальные услуги. Не секрет, что правительство выдерживает обязательства перед МВФ, и на 50% повышает цены на газ для населения и коммунальных предприятий. Естественно, это повысит расходы на содержание квартир.

Подсчитано, что в среднем за 1-комнатную квартиру вместо 253 гривен придется платить 293 каждый месяц. Содержание 2-комнатной квартиры вырастет с 505 до 602 гривен, 3-комнатной - с 681 до 790 гривен.

Для семьи, в которой есть двое работающих взрослых, это повышение едва ли можно назвать критическим. На начало 2010 года средняя зарплата в Украине составляла 1 900 гривен, на двоих - 3 800 гривен. Дополнительные 100 гривен квартплаты едва ли уничтожат семейный бюджет.

Но, конечно же, такое повышение цен станет ударом для пенсионеров, 67% из которых в месяц получают не более 1 000 гривен. Кроме них, в Украине миллионы людей, которые по разным причинам не смогут потянуть даже дополнительные 100 гривен квартплаты.

Чтобы защитить их, как раз и был снижен порог обращения за жилищной субсидией - с 20-15% до 15-10%. Наименее обеспеченные граждане будут платить за коммунальные услуги фактически столько же, сколько платили раньше.

При действовавшей системе оформления дотаций, это решение привело бы к коллапсу в работе "собесов". Они задохнулись бы в километровых очередях граждан, желавших переоформить или получить новую субсидию.

Поэтому одновременно с первым шагом правительство сделало второй и упростило условия получения субсидий. Минтруда совместно с Министерством ЖКХ сократили перечень необходимых документов и запустили систему централизованного сбора сведений. Людям уже не нужно будет самим собирать все справки.

Тем, кто сам не сможет прийти в отделения "собеса", их сотрудники принесут документы домой и оформят все на дому. Это касается, прежде всего, инвалидов и пожилых людей.

Например, раньше человеку нужно было идти в ЖЭК и выстаивать там полдня, чтобы получить справку об отсутствии задолженности по квартплате. Это требование правительством снято. Теперь компьютеры Министерства ЖКХ и Министерства труда и социальной политики связываются друг с другом, и за доли секунды делают обмен данными.

Для меня самого было большой неожиданностью, какая обширная и продвинутая база данных по всем получателям соц. помощи есть в нашем распоряжении. Введя имя любого человека и нажав Enter, можно увидеть на мониторе всю историю его обращений в управления соцзащиты всех уровней и все виды выплат и дотаций, которые он получал когда-либо.

На строительство этого датацентра еще три года назад было потрачено несколько десятков миллионов долларов международной техпомощи Мирового банка.

МинЖКХ имеет такую же базу данных, в которой видно, сколько владелец лицевого счета каждой квартиры в стране платил за последние три года за свет, газ, электричество и так далее.

Уму не постижимо, почему предыдущие правительства, которые потратились на подобную информатизацию, продолжали гонять десятки миллионов людей по очередям, чтобы те носили бумажные справки между ведомствами. Бабушка-пенсионер шла в горэнерго, где оператор залезал в компьютер и выписывал бумажную справку о счетах за свет, которую она несла в "собес", где эти данные заносили в свой компьютер. Как будто электронная почта была еще не изобретена.

Теперь бабушка просто пишет заявление, а два ведомства внутри правительства просто обмениваются электронными данными, и ей назначается субсидия.

Новация была сложная, времени на ее внедрение было мало, но мы справились за месяц.

Местные власти получили жесткие указания организовать без сбоев работу по внедрению нового порядка предоставления жилищных субсидий. Они обязаны создать рабочие группы для координации действий ЖЭКов, газо- и энергоснабжающих организации с собесами, и вести информационную работу с гражданами.

Естественно, снижение порога резко повысит число желающих получить жилищные субсидии. Чтобы не создавать ажиотаж, работникам системы социальной защиты и пенсионного фонда поручено заранее определить всех тех, кто имеет на нее право.

В Украине 17,1 миллионов семей. При действовавшей системе дотирования субсидии получали 600 тысяч семей в отопительный сезон и 200 тысяч летом.

Министерство труда и социальной политики планирует, что после снижения порога с 20-15% до 15-10% число семей, которые смогут обратиться за помощью, увеличится до 1-1,5 миллионов.

Кроме того, 4 миллиона семей имели различные льготы по оплате коммунальных услуг. Например, более 2,5 миллионов пользуются 50-процентной скидкой. Среди них - участники войны, лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы ветераны военной службы и прочие. Их льготы сохраняются, и государством на это по-прежнему предусмотрено финансирование.

И хотя спрогнозированы всего до 1,5 миллионов обращений, через систему "Укрпрочты" было разослано в три раза больше писем. Так будет снят самый главный барьер на пути получения государственной помощи - изматывающие длинные очереди. Если раньше получение жилищной субсидии было делом инициативы людей, то теперь ее получат все, кто имеет на нее право.

Перед авторами реформы стояла задача не дать разрушить стройную систему социальных дотаций, которая уже сложилась в Украине за долгие годы. Задача успешно выполняется. Есть уже первые подтверждения того, что новая система электронного документооборота работает.

На 17 августа по упрощенному порядку назначения субсидий обратились 60 000 семей, и еще 249,7 тысяч уже получали жилищную субсидию. Осуществлен автоматический перерасчет субсидий 44,9 тысячам семей исходя из нового процента обязательного платежа.

По данным "Укрпочты", из Пенсионного фонда Украины получены 9,3 миллиона почтовых отправлений с соответствующими пакетами документов на назначение субсидий. На адреса пенсионеров доставлено 9,1 миллионов пакетов документов.

На 21 августа в местных управлениях труда и социальной защиты населения поступило 200 тысяч писем с заявлениями о назначении субсидии. Из них по 26,2 тысячам семей принято положительное решение, другие пока находятся в процессе обработки.

Газовое подспорье

Нововведения нельзя назвать по времени случайными. Они продублировали неудобства для украинцев, связанные с повышением цен на газ. Как все уже, наверное, слышали, с 1 августа стоимость природного газа, который поставляется населению, выросла на 50%, что ставилось и ставится в укор нынешнему кабинету.

Оппозиция во главе с Юлией Тимошенко все-таки прогнозируемо разыграла "газовую карту". БЮТ сделали ряд громких заявлений, осуждающих рост цен на газ, и даже призвали к акциям неповиновения. Я не буду здесь их цитировать, ими был заполнен эфир весь последний месяц.

Как я уже говорил, оппозиционные политики умолчали о том, что так широко разрекламированное повышение газовых тарифов практически не заденет около 90% украинцев. Тем не менее, вокруг газового вопроса в очередной раз был создан небывалый ажиотаж.

Правда же заключается в том, что для более 86% украинских семей повышение цен на газ обойдется в среднем менее чем 20 гривен в месяц. В сравнительных ценах это равняется трем пачкам сигарет с фильтром или четырем бутылкам минеральной воды.

По сравнению с ростом цен на продукты и другие услуги ежемесячное повышение и вовсе выглядит абсолютно несущественным. Тем не менее, всегда находятся заинтересованные лица, пытающиеся сделать на любом непопулярном решении правительства красивый пиар.

Умалчивается и о том, что из 100% украинцев 40% и вовсе не заметят повышения газовых цен: "накрутка" с 1 августа для них составит 5 гривен 20 копеек. С первого взгляда мизерная сумма, тем не менее призвана решить немало государственных задач. В первую очередь, это отчисления газопоставляющим предприятиям на обслуживание газопроводов.

Наши коллеги их МинТЭКа говорят, что впервые за последние два года у них появятся средства на качественное обслуживание газопроводов и на своевременный их ремонт.

Что значит важность качества газопроводов Украина узнала после взрыва жилого дома в Днепропетровске летом 2008 года. Причиной тогда послужила поломавшаяся затворка газовой трубы, на ремонт которой не хватило средств. Вряд ли жители Украины откажутся переплачивать по 20 гривен в месяц за то, чтобы быть спокойными за свою "газовую безопасность".

И уж точно я не думаю, что призывы БЮТа идти на баррикады из-за 20 гривен будут иметь успех, тем более, что снижение порога субсидий до 10% и 15%, (кстати, самого низкого в Европе и СНГ) большинству семей в стране способно принести гораздо большую экономию.

Михаил Кухар, руководитель пресс-службы Министерства труда и социальной политики Украины, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування