Політична вистава. А хто глядач?

Субота, 14 серпня 2010, 19:11

В проблемном поле украинской политики ключевым утверждением является позиция, согласно которой её, украинскую политику, можно рассматривать в качестве хорошо поставленного спектакля. За кулисами этого спектакля, собственно, и происходят главные ивенты, будоражащие сердца политического истеблишмента - интриги, измены, кулуарные договоренности.

Политический спектакль настолько изящно поставлен, что отличить блеф от реальности не получается ни у граждан, ни даже у самих политиков.

Да и зачем это нужно?

Думаю, в этом и состоит главная проблема украинской политики - её бутафорско-игровой характер.

И ладно, если бы эта игра не выходила за пределы институтов власти. Так ведь нет, игра ведется в первую очередь с избирателями. Как модно их сейчас называть - электоратом. В неравной игре, к сожалению, побеждают марионетки-политики, обслуживающие интересы больших финансово-экономических групп. Последние, в свою очередь, бутафорят не только этот электорат, но и обслуживающих их политиков-марионеток.

Электоральная игра в нашей стране ведется по принципу игры с нулевой суммой. То есть, общество, голосуя, не получает абсолютно ничего. Кроме продолжения прекрасного политического перформанса, который мы можем наблюдать как в украинских "независимых и незаангажированных" СМИ, так и в стенах официальных органов государственной власти.

Вместо того чтобы адекватно формировать политическую культуру и сознание украинского общества, показывать ему действенные механизмы построения politike kojnonia, представители СМИ манипулируют сознанием избирателей, навязывают разнообразные вражеские мифологемы, конструируя при этом декорации хорошо поставленного политического спектакля.

В конечном итоге, жертвами таких политических перформансов становятся трудолюбивые украинские граждане, которые еще больше отчуждаются от действительности. А значит, согласно идее великого немецкого классика философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, они отчуждаются и от разумности, становясь заложниками сумасбродного шоу.

Собственно зрители, со временем и развитием новых информационных технологий, превращаются в "общество спектакля". Как сказал французский неомарксист Ги Эрнест Дебор, такое общество "одновременно представляет собой и само общество, и часть общества, и инструмент унификации. Как часть общества он явно выступает как сектор, сосредотачивающий на себе все взгляды и сознания. Однако, уже в силу того, что этот сектор является разделённым, он оказывается сосредоточением ложных взглядов и ложного сознания, а достигаемая им унификация - ничем иным, как официальным языком всеобщего разделения".

Таким образом, украинская политика, на мой взгляд, не может больше восприниматься непосредственно. Потому что политический спектакль, собственно как и реальный мир, расщеплен на простые образы. Эти образы обретают плоть и становятся эффективными мотивациями гипнотического поведения, красочным сном для украинского народа. А если более цинично - для электората.

Существует ли панацея от такого недуга, как "политический спектакль", и созданного им же рафинированного лживо-кичливого общества? Думаю, что да!

И этим лекарством является, по моему мнению, критическое мышление.

Ведь кто мыслит критично, тот, собственно, и мыслит по определению.

Максим Андрущенко, политолог, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Сергій Богачук – Ішмаель Девіс: бій з поглядом у наступний рік

Майбутнє інвестиційної професії: як залишатися затребуваним у нових реаліях

Втрата документів під час війни: що робити, і як технології можуть допомогти

Міжнародна спільнота журналістів закликає президента України припинити залякування ЗМІ

Демографія – найбільший виклик повоєнної України

Дозвільна кухня: Реєстрація потужностей чи експлуатаційний дозвіл для бізнесу?