Шанс для опозиції
Эксперты еще весной прогнозировали, что мощный старт, взятый новым президентом, к осени во многом исчерпается. Причины этого достаточно очевидны.
Во-первых, у власти отсутствует внятная стратегия развития страны. То есть, она, конечно, была, но сводилась к тому, чтобы стабилизировать, нормализовать и построить (в смысле - построить в шеренгу).
Стабилизировали, нормализовали, построили... дальше что? Дальше надо мобилизовать людей на построение светлого будущего, проводить какие-то реформы... Однако, плана этих реформ нет. Есть ответственный за реформы Сергей Тигипко. Как разрабатывался и предлагался действительно новаторский документ - Налоговый кодекс - уже достаточно хорошо известно.
Даже в тех случаях, когда понимание того, что нужно сделать, присутствует (как у Василия Джарты в Крыму) до конкретного плана действий еще очень далеко.
Во-вторых, отсутствует реклама достижений правительства. Понятно, что "правительство ответственных профессионалов" работает от обратного - если Тимошенко "не працювала", а только рекламировала, то мы будем делать все, но никому об этом не скажем. И "клоунов" в правительстве нам не надо.
Уволив "клоуна" Шуфрича, правительство оказалось не в состоянии объяснить происхождение облаков дыма над Киевом...
Между тем, граждане поведения правительства в этой сфере не оценят. Во всех смыслах.
С одной стороны, они как-то привыкли получать от правительства позитивную информацию и, пожалуй, не рассматривают правительственную пропаганду как нечто однозначно негативное.
Более того, граждане воспринимают старание правительства донести до них позитив, как признак определенного уважения с ее стороны, даже боязни - пиар нужен для того, чтобы быть переизбранным. С другой стороны, не будут оценены и реальные достижения правительства - поскольку о них не узнают.
В общем, Азарову надо понимать, что он премьер-министр правительства Украины, а не председатель Госсовета КНР. Но даже китайский премьер, думается, активно занимается "продвижением" результатов работы правительства.
В-третьих, большой ущерб авторитету правительства нанесло подписание меморандума с МВФ.
Собственно, он мало чем отличается от аналогичных меморандумов, которые подписывала Тимошенко. Она, однако, условий меморандумов не выполняла, разумно предполагая, что для МВФ главное - защитить интересы западных банков, имеющих дело с Украиной.
В условиях острого кризиса и реальной угрозы дефолта фонд шел на риск: выполнение его рекомендаций - элемент гарантий возвращения средств, ну нет у него права брать в залог заводы и землю.
Прекратил же МВФ сотрудничество с правительством Тимошенко по той причине, что не захотел быть втянутым в политический конфликт накануне президентских выборов.
Судя по заявлениям Хары и Колесниченко, в правительстве понимают основной интерес МВФ, но не переоценивают его значения на данном этапе - наиболее острая фаза кризиса пройдена, а вот имидж Украины как дисциплинированного заемщика подорван.
Поэтому правительство Азарова уже вынуждено было пообещать повышение тарифов на газ, а вот насчет заявлений Хары о том, что пенсионный возраст поднят не будет, у меня есть сомнения - вполне вероятно, что лидер ФПУ (кстати, соавтор отчаянно критикуемого проекта нового КЗоТа) принимает желаемое за действительное.
В-четвертых, "эффект медового месяца" - рост популярности политика в связи со сменой публичной роли - не может продолжаться слишком долго. Полгода - уже достаточно большой срок.
Еще недавно Янукович выступал в номинации "победителя". Сейчас же он постепенно превращается просто во "власть". А власть у нас не любят. По определению.
В общем, все эти, и многие другие, не описанные мною тут факторы, приводят к снижению авторитета власти
Шансы оппозиции
1. Радикальная оппозиция - БЮТ и иже с ним
БЮТ постепенно начал приходить в работоспособное состояние. Продолжительный отдых Юлии Владимировны позитивно сказался на ее мировоззрении. Она уже не позиционируется как "сичова стрельчиха" и вспомнила о необходимости борьбы за справедливость - именно такого рода биллборды появились, например, в Днепропетровске.
Близкие к БЮТ эксперты вновь начали выступать в СМИ с критикой повышения цены на газ, не критикуя, правда, МВФ, который этого повышения добивается.
Есть, конечно, и явные просчеты. В том же "газовом" заявлении БЮТ вновь повторяются небылицы об отданном России на веки вечные Севастополе...
В свою пользу Тимошенко может повернуть и давление со стороны правоохранительных органов - возбуждение уголовных дел против ряда ее соратников по правительству, налеты на крымскую "Черноморскую ТРК" и некоторые областные организации.
В общем, шанс у Тимошенко есть и есть, судя по всему, понимание того, как именно им можно воспользоваться. Сможет ли она это сделать - пока непонятно.
Во-первых, Тимошенко не является депутатом парламента, а в ВР ее представляют люди, мягко говоря, не пользующиеся авторитетом.
Во-вторых, состав фракций и организаций БЮТ в значительной степени ухудшился.
С одной стороны, мигрировало множество "тушек". Казалось бы, для качества это неплохо, но вместе с ними ушли деньги и квалифицированные команды исполнителей. С другой стороны, стремясь "навести порядок" в местных организациях, Тимошенко спровоцировала уход (нередко - скандальный) ряда достаточной последовательных партийцев.
В-третьих, власть будет продолжать оказывать на БЮТ давление. Формальных причин для этого достаточно - где вы видели у нас правительство, которое бы работало ну совсем без нарушений?
Существует риск преследования Тимошенко, причем сыграет это на повышение ее авторитета или нет, зависит от последовательности - если будет установка посадить, то посадят. И тогда образ мученицы ее не спасет.
В любом случае, радикальная оппозиция не победит на местных выборах. Даже если где-то бютовцы составят большинство или займут пост мэра, им все равно надо будет ориентироваться на вертикаль власти, которую удалось восстановить Януковичу. В противном случае эффективно работать они не смогут.
2. Радикальные националисты
Тягнибок и кампания находятся вообще вне социально-экономической тематики.
Именно те направления, которые у правительства объективно проблемные, националистов не интересуют. Их интересует тема национальных интересов, которая, по определению, относятся к "оценочным суждениям".
Понимание национальных интересов во Львове и Луганске, все же, несколько отличается. Более того, на Юго-Востоке тоже есть украинский национализм, но насколько он непохож на национализм Тягнибока или Тарасюка!
Дискуссия об "украинском буржуазном национализме", развернувшаяся вокруг моей прошлой статьи в УП, более чем показательна - люди, осуждающие меня за применение термина УБН, откровенно не понимают, что это для работника аппарата ЦК КПСС Тарасюка УБН - каинова печать, а для Черновола и Лукьяненко это знак патриотизма...
В общем, националисты могут сыграть на темах снижения жизненного уровня только одним образом - обвинив в этом Россию и промосковское правительство Украины. Но убедительно это будет всего для 15-20% избирателей.
3. "Тушки" и "блок Ющенко"
Блока Ющенко еще нет, но "тушки" есть. Связь между ними та, что Жвания и др. реализовали то, о чем мечтал и что пытался реализовать Ющенко. Причем у них есть шансы преуспеть в намерениях бывшего президента и попытаться удушить ПР в объятиях.
Сейчас "тушки", при моральной поддержке Тигипко, пытаются вытеснить из коалиции коммунистов и навязать ей либеральную идеологию.
Опыт либеральный реформ во всех частях мира заканчивался одинаково - экономическим крахом, социальным и политическим кризисом. Единственное исключение - Грузия, но у нее все впереди: кредиты заканчиваются, а дефицит внешней торговли таков, что менее чем через год не чем будет платить не только полицейским, но и министрам...
Выход - либо введение полноценной диктатуры (типа чилийской) или вторая война с Россией - собственно и первая была устроена с тем, чтобы отсрочить экономическую катастрофу.
Янукович воевать с Россией не будет, а введения диктатуры никто не боится, поскольку Европа и США спокойно воспримут прозападную диктатуры, но не простят диктатуры другой ориентации. И сейчас у них есть инструменты давления на Украину.
После начала кризиса "тушки" коалицию покинут, заявят, что причина кризиса - недостаточно радикальные реформы и тут же призовут людей на баррикады против "антинародного режима".
Другое дело, что поверить в победу Жвания, Балоги, Кириленко и др. довольно сложно - они, при всех достоинствах, все же не площадные политики. Ну а восстановление "команды Майдана" - это вообще сказка.
4. Новички - Тигипко и Яценюк
В общем, наибольшая проблема оппозиции сейчас - отсутствие новых лиц. Все потенциальные оппозиционеры достаточно долго были в политике и, в немалой степени, скомпрометировали себя. В наилучшей форме находится Тимошенко, но многие эксперты полагают, что компенсировать поражение 2010 года ей уже не удастся.
Могут ли выиграть в этой ситуации "новые лица", открытые президентскими выборами 2010 года? Увы, шансы Тигипко и Яценюка я оцениваю невысоко, хотя определенные перспективы есть и у них.
Тигипко смог удачно "конвертировать" свой успех на выборах в политический авторитет, но либералы на постсоветском пространстве живут плохо и недолго - политический долгожитель Виктор Пинзеник только показывает, чем либерал-националист выгодно отличается от просто либерала.
Сейчас между Тигипко и правительством (при содействии коммунистов) идет борьба за то, кто будет главным ответственным за выполнение условий МВФ и неудачные реформы. Тигипко, кажется, закапывает себя сам...
Яценюк сам похоронил свою президентскую избирательную кампанию, а потенциальный успех ФП на местных выборах "убит" регионалами.
Самое обидное, что этот, безусловно, наиболее перспективный современный политик, продолжает практику, которая отбросила его на четвертое место на президентских выборах. Но, видимо, сотрудничество с "Тимой и Димой" ему дороже собственных политических перспектив.
5. Левые
КПУ сейчас довольно уверенно оппонирует правительству в социальных вопросах. Особенно резко она высказалась против сотрудничества с МВФ: от предложений референдума Симоненко тут же перешел к инициативе запретить сотрудничество с МВФ решением ВР.
Отсутствие взаимопонимания в коалиции правительство беспокоит - рушится картина прочности и последовательности.
Однако выход КПУ из коалиции больше должен будет тревожить самих коммунистов, вернее их лидеров, поскольку финансовое положение партии, возможно, ухудшится.
Правительство же без коммунистов обойдется - количество "тушек" в принципе достаточно для того, чтобы компенсировать отсутствие фракции КПУ.
В случае, если КПУ будет сейчас вытеснена из коалиции, ее позиции, скорее всего, усилятся. Избиратели увидят пример принципиальности и вновь обратят внимание на левых.
КПУ сейчас активно обновляет информационную политику, что видно по заполнению партийного сайта, сайтов партийных информагентств - "Комиинформ" и "Искра.инфо", появлению личного сайта Симоненко и нового проекта "Работа. Зарплата. Защита", а также кадровую политику - уже отстранены от несколько состарившихся руководителей областных организаций. Однако, партийные структуры сейчас вряд ли могут "переварить" приток новых активистов.
Не имея представительства в коалиции, левым будет тяжело дожить до парламентских выборов, даже если они будут внеочередными. Сомнительно и то, чтобы КПУ и другие левые смогли бы вернуть результаты 1990-х годов. Тем не менее, они могут рассчитывать на усиление своих позиций по сравнению с нынешней ситуацией.
Впрочем, если левые смогут значимо изменить свой имидж, правительство слишком глубоко увязнет в "либерализации", а Тимошенко совсем сойдет с политической арены, то изменения положения КПУ могут быть более глубокими, чем просто увеличение представительства партии в парламенте...
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга